Старая Скифия: где в Мелитополе с древностью соприкоснуться можно

Просмотров: 3280
17 жовтня 2019 17:04
В Мелитополе есть немало интересных и таинственных мест

Скифы – воинствующий кочевой народ, обитавший в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона в VIII в. до н.э. – IV в. н.э. Их «правление» выпало на железный век. На территорию нынешней Мелитопольщины скифы пришли из азиатских степей, выселив отсюда киммерийцев.

Узнать, как жили эти кочевые племена, почувствовать себя археологом, который ищет артефакты, да и просто окунуться в историю родного края, может теперь каждый желающий. Мелитопольский районный центр культуры разработал экскурсионный маршрут "В поисках скифского золота". Желающие могут узнать и прочувствовать атмосферу эпохи, а благодаря экскурсоводу Николаю Балконенко, интересные факты из жизни скифов на территории теперешней Мелитопольщины сами "укладываются в голове".

Экскурсионный маршрут начинается в Мелитопольском краеведческом музее, далее следует по селам Вознесенка и Константиновка и заканчивается в Мелитополе. 

И первая ассоциация, которая возникает у многих при упоминании скифов, это золото, скифское золото.

Главным для них - воинов - были честь, воинственность, сила, дружба, доблесть, а вовсе не золотые украшения и богаты одежды. Поэтому на себе золота скифы не носили, используя его для захоронений и иногда для ритуалов.

На обмене товарами много золота не заработаешь, как и на воровстве или разбое. Откуда скифы брали сей драгметалл, точно неизвестно поныне. По одной из теорий, в свое время скифы начали наступать на Египет, и египтяне купили свое спокойствие за большое количество золота. Вторая теория связана с самой знаменитой находкой скифского периода – золотой пекторалью. Нашел ее Борис Мозолевский - советский и украинский археолог и литератор, кандидат исторических наук, руководитель сектора скифо-сарматской археологии Института археологии Академии Наук УССР, широко известный как исследователь скифских погребальных памятников.

Ученый всегда точно определял, стоит ли раскапывать курган, разграблен он или нет. Как? Он просто ложился на нем спать. Если ему снились скифы и конница - значит, курган был не разграблен или разграблен лишь частично. Если ничего не снилось – курган не раскапывали.

На знаменитой пекторали среди прочего изображены два скифа, растягивающих баранью шкуру. Одни утверждают, что скифы рассматривают нарисованную на шкуре карту, другие склоняются, что древние люди высматривают золотые крупинки. Мол, скифы на быстрых реках нагромождали овечьи шкуры, на которых оседали крупинки золота. Шкуры потом сжигали, а золото оставалось.

Что касается быта, то у воинов и кочевников он был соответствующий, много внимания скифы уделяли оружию и военному делу. Считается, что скифы не первыми приручили лошадь, но стали первыми, кто ее оседлал. Это позволяло стрелять из лука и быстро уходить в сторону, не давая пешим противникам с мечами их настигнуть.

Наконечники у скифских стрел были разные, от больших до маленьких, называющихся «семечки», от простых до сложных. В частности, были и тройные наконечники с зазубринами, что не позволяло просто вытащить стрелу из тела. Порой перед боем скифы также опускали наконечники в змеиный яд или загнившие потроха животных, в частности мелких грызунов.

Самые дальние точки, где найдены наконечники скифских стрел – это Германия на западе и Кавказ на востоке. Парадоксально, что на огромное количество найденных стрел обнаружено всего две формы для их отлива.

Скифская история очень тесно связана с историей древней Греции. В скифских захоронениях можно найти грецкие предметы быта. В Мелитопольском краеведческом музее, например, хранятся осколки древних амфор, найденных на нашей территории, и даже одна целая посудина.

Со временем некоторые скифы осели на местах, прекратив кочевой образ жизни, и занялись земледелием и ремеслом. Начали образовываться даже скифские города, центры торговли и ремесленничества, например Каменное городище, территория которого ранее относилась к Мелитопольскому уезду.

На самом деле, восстановить тысячелетнюю историю скифов сложно. Сказывается и отсутствие письменности, что не позволяло самому народу оставлять воспоминания. Основным источником информации для историков являются курганы и то, что удается археологам найти в захоронениях.

В Мелитополе скифский курган был найден в 1954 г. на территории частного домовладения на ул. Первомайской (Новый Мелитополь). Сейчас о том, что здесь было древнее захоронение, свидетельствует лишь памятная таблица. А тогда на раскопки приехали и киевские археологи

Захоронений было два - мужское и женское. В них нашли золото, останки скифов, осколки амфор, части доспехов царя. Возглавлял экспедицию один из самых знаменитых археологов Украины Алексей Тереножкин, основатель украинской скифологии. Помогала ему археолог из Мелитополя, научный сотрудник краеведческого музея Нина Волчкова.

Собственно, хозяин дома, обнаружив курган при попытке построить подвал, в первую очередь обратился в милицию, а те в музей, сотрудники которого практически тотчас выехали на место, провели первичные раскопки, а уж потом вызвали столичных специалистов.

Старожил Раиса Кривицкая вспоминает: А. Тереножкин сразу сказал, что курган нужно раскапывать, хотя ему и пытались доказать, что он разграблен. И действительно, грабители в кургане побывали, но унести им удалось не все.

Над раскопками работали и люди, и транспортеры. Выкопанная яма достигала 14 м. в глубину. Кстати, Мелитопольский курган стал первым в послевоенное время, раскопанным по всем полагающимся правилам, а все находки были введены в научный оборот.

Археологи пошли путем, прорытым древними грабителями, и нашли много золота. Перед погребальной камерой был коридорчик (дромос). В нем были обнаружены останки девушки-прислужницы (после смерти хозяина слугу хоронили вместе с ним, осколки древнегреческих амфор и большой казан. В погребальной камере были обнаружены останки знатной скифской женщины. Вокруг нашли много золотых бляшек, которые когда-то были нашиты на ее одежду и обувь. Рядом лежали шкатулки с финикийскими бусинами из цветного стекла, бляхами в виде цветов и животных, подвесками и др.

В дромосе мужского погребения, расположенного несколько глубже, был похоронен семилетний мальчик. В погребальной камере все было разбросано, мужские кости лежали вперемешку с  конскими и овечьими. Мужское захоронение было ограблено более тщательно, но археологам удалось обнаружить под полом тайник, которого не нашли грабители. Здесь лежали портупейный  боевой пояс, золотые бляшки от головного убора и золотой горит, который нашивался на колчан с луком и стрелами. На последнем  были изображены сценки из времен троянской войны и жизни Ахилла. Археологами найдено всего четыре горита с таким рисунком.

Рядом была обустроена еще одна погребальная камера – для лошадей, которые должны были сопровождать погребенного в потустороннем царстве.

В мелитопольском кургане найдено приблизительно 4 тыс. разных вещей, из которых в нашем краеведческом музее хранится менее 200. Остальные находки общим весом 2 кг. хранятся в Киевском музее исторических драгоценностей Украины.

Мелитопольский курган – не единственный на территории нашего края. По подсчетам, на Мелитопольщине находится 10 проц. скифских курганов, из них треть считаются неразграбленными.

Один из курганов, до которого, возможно, добрались расхитители, но так и не добрались археологи, находится в Вознесенке.

В нашем крае это самый большой курган. Точные его размеры неизвестны, но знающие люди утверждают – он немного ниже Куляб-могилы (курганный могильник в Михайловском районе высотой 11,3 м. и диаметром 130 м.). По легенде, в Вознесенском кургане похоронен некий скифский царь Курбас.

Несколько курганов находится и на окраине Константиновки. Об их существовании знают даже не все местные жители. И не мудрено – курганы сравнялись с землей, и заметить их непросто. До них археологи также еще не добрались.

А вот над некрополем близ Садового экспедиция поработать пыталась, вот только попытка не удалась. Зона Супперта, как ее называют, остается нетронутой, вызывая больше вопросов, нежели давая ответов.

Краевед из Мелитополя, исследователь истории скифов и специалист по биолокации Валентин Супперт в 90-х гг. прошлого века обнаружил зону, используя снимки Земли из космоса и другие вспомогательные источники. Тогда же стало ясно, что это не просто курган, а целый скифский некрополь. Здесь находятся не только захоронения, но и библиотека, склады с золотом и другие комнаты, расположение которых археологу удалось вычислить и рассчитать, составив карту некрополя.

Существует теория о гере (комнате для хранения золота), в которой хранится 70 тонн драгметалла. Геру эту начали искать еще в ХІХ веке, но так и не нашли до сих пор. По информации исследователей, это не просто хранилище, а целы подземный городок, в котором скифы даже жили. По одной версии она затоплена Азовским морем, по другой - эта гера и является мелитопольской зоной Супперта.

Археологу удалось добиться и разрешения на раскопки. Когда экспедиция приступила к работам, ее члены наткнулись на каменную плиту, которую не мог расколоть ни один бур. С трудом удалось отколоть один камешек, его отправили на экспертизу. Оказалось, камень этот науке неизвестен, в природе его не существует.

Спустя полтора месяца после начала раскопок В. Супперт умер, за короткий период на тот свет ушла еще часть команды, проект закрыли. Сейчас ведутся споры о том, нужно ли возобновлять раскопки, для которых нужны большие капиталовложения. Различные же гадалки и экстрасенсы утверждают, что зону окружает очень сильное энергетическое поле.

Сейчас от скифов остались только курганы, частично грабленые, частично растерзанные археологами или вовсе нетронутые. Почему скифы исчезли как народ, неизвестно. По одной из теорий, они ассимилировали с греками, по другой - с населявшими наш край в то же время амазонками, что содействовало образованию племен сарматов, которые позже вытеснили скифов. 

Заявление о том, что в Мелитополе "не на что посмотреть", в корне неверное. Интереснейшая экскурсия - тому доказательство!




Похожие новости: