Кому земли: почему жители Мелитопольщины против открытия рынка земли

Просмотров: 1240
17 листопада 2019 13:04

Верховная Рада 13 ноября проголосовала в первом чтении (то есть в текст закона еще можно вносить правки) закон о введении в Украине рынка земли.

Он предполагает, что до 2024 г. приобретать землю в собственность смогут только украинцы либо предприятия, учредителями которых являются граждане Украины. «В одни руки» можно будет приобрести не боле 210 тысяч га земли, первоочередное право на выкуп будут иметь действующие арендаторы и проч.

Проголосовали за него только депутаты от президентской партии «Слуга народа». В обществе данный законопроект, восприняли скорее негативно.

Сентябрьский опрос Киевского международного института социологии, на который ссылается «Украинская правда», показал, что 52% украинцев не одобряют идею отменить мораторий на землю. Поддерживают решение Владимира Зеленского лишь 35% опрошенных, а 64% респондентов - за референдум по этому вопросу.

Как жители Мелитопольщины воспринимают закон о рынке земли. Мы спросили об этом пенсионеров и нардепов, сельхозников и сельских голов.

Что думают жители нашего региона

Светлана Павловна, 78 лет, Приазовский район: «Пока есть земля, голодным не останешься»

- Я против того, чтобы землю продавать. Пока земля есть, мы будем на ней хозяевами, а когда продадим - станем рабами. Кроме того, сейчас я каждый год от арендатора за пай получаю и зерно, и деньги, а так продам землю, деньги потрачу и все - останусь ни с чем.

А вообще я так скажу: на своей земле голодным не останешься, так что продавать ее не планирую.

Татьяна Григорьевна, 69 лет, Мелитопольский район: «Ринок земли хай буде, але землю не продам»

- Я не проти ринку. Але не в тому вигляді, що пропонують. Селяни, хоч і кажуть, що для них це вигідно, але насправді вони не захищені. Має бути створений Земельний банк, має бути відомою і контролюватися державою мінімальна вартість.

Але в цілому ринок землі порібен. Хоч свою землю я продавати не буду. Принаймні перші п’ять років. Почекаю, поки все стане цивілізовано, а земля подорожчає.

Александр Владимирович, 53 года, Мелитополь: «Возможности продать землю жду с нетерпением»

- Возможности продавать землю жду с нетерпением. В наследство достался пай в соседнем районе. Обрабатывать его сам я точно не буду, сдаю в аренду, при этом арендатор платит скромно. А вот продал бы этот участок с удовольствем, а деньги направил в развитие свого дела.

Мелитопольские аграрии в большинстве против

Сергей Зезуля, предприятие «Степове 2001»: «Правила игры непонятны»

- Сейчас происходит смена правил игры на такие, которые нам не до конца понятны. Подозреваю, что при данных условиях землю скупят иностранцы или большие холдинги, а для фермеров и некрупных сельхозпредприятий снятие моратория обозначает банкротство.

Этот закон можно бы было принимать, если бы в нем были четко прописаны гарантии для местных сельхозпроизводителей. Однако пока, увы, этого нет.

Что принятие такого закона значит лично для нашего предприятия? Банкротство, крах, как хотите, называйте. Тягаться с иностранными инвесторами мы не сможем.

От редакции: на Дне села Новгородковка С. Зезуля получил массу благодарностей за то, что его предприятие помогает социальной сфере. Помогать на десятки тысяч гривен в год предприятие может только до тех пор, пока ведет деятельность. Понятно, что в случае банкротства сельхозников школы, церкви, ДК необходимой помощи от аграриев не получат. И это еще один аспект, о котором мало кто сейчас говорит.

Игорь Богданов, президент Украинской ассоциации сельхозпроизводителей: «Этот закон править и править»

- То, за что в первом чтении проголосовали депутаты ВР, надо еще править и править.

Конечно, пайщикам, владельцам земли надо дать возможность ею полноценно распоряжаться. Однако реформа в том виде, в каком она прописана в законопроекте, не нужна никому.

Для мелитопольских аграриев закон в том виде, в каком за него проголосовали депутаты, это конец. Потому что конкурировать с крупными сельхозпредприятиями (даже не будем говорить об иностранцах), местные сельхозпроизводители не в состоянии.

Иван Гринцив, директор предприятия «Мелитопольская черешня»: «Закон требует доработки»

- Поскольку закон принят в первом чтении, и предполагается внесение правок, пока ситуация не до конца понятна. Проблемой может стать разрешение скупать большие площади - это способствует возникновению монополии.

Проблемой является и вопрос продажи земли иностранцам (через четыре года планируют разрешить это делать). Не только потому, что украинские компании не смогут конкурировать с ними (а они точно не смогут). Земля - это национальное богатство и оно должно остаться в Украине.

Да, собственники земли в более выгодном положении - они получают право полностью распоряжаться землей, продать ее, например. Другой вопрос, по какой цене они ее продадут.

Для предприятий же пока «понятно, что ничего не понятно». Говорят, что фермер будет иметь первоочередное право на выкуп земли. Но будет ли у него возможность ее выкупить? Вопрос дешевых кредитов не решен - у многих сельхозпредприятий нет денег на выкуп.

В Литве мелкие фермеры после принятия похожего закона просто вымерли, не выдержав конкуренции с крупными фирмами.

У «Мелитопольской черешни», предприятия, которое занимается садоводством, еще и другая проблема. В Мелитопольском районе, например, паи небольшие, они объединены в кварталы. И если пай посредине квартала владелец кому-то продаст, то непонятно, как при этом будет осуществляться доступ до этих участков. Это все должно быть прописано. Так что можем констатировать, что закон требует доработки - это однозначно.

Представители местного самоуправления против продажи

Фруктовский сельский голова Любовь Снигирь: «Земля - последнее, что остается у украинца»

- Без аграриев любой сельсовет - ничто. Без помощи сельскохозяйственного бизнеса, мы (громады) сейчас не выживем. Я против продажи земли еще и потому, что благодаря паям, по сути, выживают люди в отдаленных селах, где нет постоянной работы. Если продадим землю сейчас, то будем нищими, только и останется, что ехать на заработки заграницу.

Новониколаевский сельский голова Евгений Таланов: «Боюсь не продажи земли, а того, что наступит после»

- Все должно начинаться с закона. С четко выписанных «правил игры»: что будет продано, кому и как.

На сегодня Украина не готова к продаже земли. Ни законодательно - нет разработанных документов, ни «морально», если можно так сказать. К земле у очень многих потребительское отношение: «вложить поменьше - взять побольше». А так нельзя.

Я как бывший аграрий против продажи земли. Хотя, с другой стороны, мы же все знаем, что часть земли у нас уже каким-то образом продана, так что приводить это все в порядок надо.

Против продажи земли я и как сельский голова. Мои коллеги, чьи земли сейчас обрабатывают большие агрохолдинги, уже ощутили «прелесть» такого сотрудничества. Да, пайщикам агрохолдинги платят больше. Но ни налогов, ни рабочих мест, ни помощи местной громаде нет.

Так что я больше боюсь не самой продажи земли. А того, что наступит после. И настаиваю на том, что прежде чем снимать мораторий, необходимо было до малейших нюансов все выписать законодательно.

 Мнение нардепов разделилось

Владимир Крейденко, народный депутат Украины, уроженец Мелитополя, голосовал «за»: «Открытие рынка земли обеспечит полтора миллиарда долларов поступлений ежегодно»

- В Украине 15 лет действовал мораторий на продажу земли сельхозназначения. Его продлевали семь раз. Такая практика ставит Украину в один ряд с Кубой, Республикой Конго, Венесуэлой, КНДР и Таджикистаном. Согласитесь, это не самая лучшая компания. Экономически развитые страны уже давно разрешили продажу сельскохозяйственных земель. Даже в России рынок земель сельхозназначения действует с 2003 года. Само действие такого моратория является нарушением конституционного права собственников земельных участков сельхозназначения.

Открытие рынка земель сельхозназначения, по самым скромным подсчетам, обеспечит Украине до 1,5 миллиарда долларов поступлений ежегодно и минимум 1,5% роста ВВП. Представьте себе, сколько наша страна могла бы получить доходов за все годы, пока действовал мораторий. Поэтому, появление цивилизованного рынка, на мой взгляд, будет нести значительный положительный эффект как для всей Украины в целом, так и для Мелитопольщины, в частности.

Наши селяне смогут отдать свою землю под залог и получить финансирование, продать свой пай и вложить деньги в другое дело или актив, либо обменяться с кем-то участками, если им нужно переехать в другую часть страны.

Аграрии также будут защищены этим законом. Все их опасения будут учтены, ведь между первым и вторым чтением к закону вносятся правки.

Нардеп от Мелитопольщины Сергей Минько, воздержался во время голосования. Нашему изданию вопрос по земле комментировать не стал. Однако ранее в СМИ он отмечал, что парламент мало уделяет внимания поддержке аграрного сектора.

С. Минько считает, что государство не готово к свободному рынку земли, поэтому спешка в снятии моратория на продажу земли не выгодна.

Сначала необходимо провести инвентаризацию земли государственной собственности, чтобы исключить коррупцию, ликвидировать Госгеокадастр и передать его функции областным администрациям и ОТГ, создать государственный земельный банк, ввести доступные механизмы кредитования фермеров на покупку земли с низкой кредитной ставкой. Ввести ограничения на продажу земли, дабы избежать спекуляции. И только после этого можно снимать мораторий на продажу земли.

Кстати

За 2019 г. в бюджеты сельских советов и ОТГ Мелитопольского района поступило около 20 млн грн.

Как сообщили в Мелитопольской райогосадминистрации, земельного налога с юридических лиц собрано 2,3 млн грн (план - 2,1 млн грн), земельного налога с физических лиц - 5,76 млн грн (план - 5,72 млн грн). Арендной платы с юридических лиц собрано 6,669 млн грн (план - 7,132 млн грн), арендной платы с физических лиц - 3,549 млн грн (план - 3,848 млн грн).




Похожие новости: