В Бердянске отметил день рождения «Лейтенант Шмидт»
Ровно 49 лет назад, 19 мая 1971 года, спустили на воду буксир «Лейтенант Шмидт», который был построен специально для Бердянского морского порта. Сегодня команда буксира, уточняет portinfo, насчитывает 15 человек во главе с капитаном Сергеем Кретчмером. В порту он работает с 1983 года, а с 2013-го – капитаном.
Несмотря на возраст буксира, команда четко и грамотно выполняет все поставленные задачи. А недавно буксир прошел доковый ремонт и теперь продолжает выполнять работы по буксировке судов, заходящих в Бердянский порт. Ну, а утром 19 мая, по традиции, на буксире, в присутствии всего экипажа, торжественно подняли Государственного флаг Украины. «Лейтенант Шмидт» даже в день рождения остался на службе)
Тактико-технические характеристики буксира:
тип — «Сатурн» [стальной, однопалубный, с двухярусной рубкой, ледокольным носом и крейсерской кормой, дизельный, двухвинтовой];
проект – 498;
место постройки — судостроительный завод «Петрозавод» [Ленинград], СССР;
длина — 29,3 м; ширина — 8,3 м; высота борта на миделе — 4,3 м; высота габаритная — 13,9 м; водоизмещение полное — 303 т; скорость свободного хода — 11,4 узла.
Между прочим, рейдовый буксир ВМС Украины «Яны Капу», который – вместе с бронекатерами «Бердянск» и «Никополь», 25 ноября 2018 года был захвачен в нейтральных водах путлеровскими пиратами, тоже проекта 498. Только, в отличие от мирного «Лейтенанта Шмидта», он имеет на вооружении два пулемета калибра 12,7 мм и навигационную радиолокационную станцию «Донец-2». А о том, насколько устойчивы эти буксиры, говорит следующий факт: при захвате – с обстрелом с воздуха, бронекатеров и буксира, «Яны Капу» таранил сторожевой корабль путлеровцев «Дон». Украинский буксир при этом не пострадал, а сторожевик получил повреждения [видео тарана, сопровождавшееся исключительно православними криками «дави его, бл##ь!» посмотрели едва ли не все пользователи ютуба].
Кто еще на флоте носил имя лейтенанта Шмидта, отец которого, как известно, был начальником города и порта Бердянска.
Паровой буксир «Лейтенант Шмидт».
Построен: 1903. Место постройки: Воткинский завод [завод №235, Удмуртия]. Заказан в 1900 году главным управлением торгового мореплавания и портов как буксирно-разъездной пароход для Астрахани. Название — «Красноводск». В 1901 году был построен, но не был сдан. В 1903 году началась постройка нового корпуса с увеличенной шириной. В 1908 году пароход продали, при этом установили рекорд убыточности Воткинского завода: буксир ушел по цене в три раза меньшей, чем составили заводские затраты на постройку. Тем не менее, по этому проекту было построено еще несколько пароходов. Переименован в «Лейтенанта Шмидта» в 1923 году. Списан и утилизирован [разрезан на металл] в сентябре 1961.
Миноносец «Лейтенант Шмидт».
Заложен в августе 1899 года на судоверфи завода «В. Крейтон и Ко» в Санкт-Петербурге, 23 ноября 1899 года под названием «Свирепый» зачислен в списки кораблей Черноморского флота. Вступил в строй в сентябре 1902 года. Совершил переход с Балтики в Севастополь. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года под литерой «N 204» включен в состав британских ВМС. 3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года был включен в состав белогвардейских морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен в неисправном состоянии врангелевцами, на следующий день захвачен частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 31 декабря 1922 года носил новое название «Лейтенант Шмидт». 29 апреля 1927 года был разоружен и исключен из списков судов РККФ и передан на разборку.
Яхта «Лейтенант Шмидт».
Построена в 1910 году в Великобритании по проекту Альфреда Милна. Носила имя «Маяна». Парусное вооружение — тендер. Находилась в составе Черноморского яхт-клуба и принадлежала семье Фальц-Фейнов, обладателям консервных заводов и заповедника «Аскания-Нова»; 20 раз участвовала в глобальных гонках, восемь раз занимала первое место и два раза — второе. После октябрьской большевистской революции переименована в «Лейтенанта Шмидта», была национализирована и стала принадлежать Пролетарскому яхт-клубу. Начиная с весны 1923 года, на яхте занимался парусным спортом будущий основатель советской космонавтики Сергей Королев. В период войны фашисты перегнали яхту в Румынию. После окончания войны «Лейтенант Шмидт» был возвращен в Одессу. Стояла в Черноморском яхт-клубе и являлась учебным судном Одесского высшего инженерного мореходного училища. Совершала крейсерские плавания в северо-западной части Черного моря. Участвовала в съемках кинофильма «Капитан «Пилигрима». В воскресенье 11 октября 1987 года яхта с оранжевыми(!) парусами во время ночного шторма разбилась о волнорез в районе одесского пляжа «Отрада». При крушении «Лейтенанта Шмидта» погибли два человека. Восстановлению яхта не подлежала.
Броневик «Лейтенант Шмидт»
Захваченный красногвардейцами у юнкеров в Петрограде в ночь на 23 октября 1917 года, он стал первым революционным переименованием техники в честь сына начальника Бердянского порта. Вооружение броневика с кормовым постом управления составляли два пулемета «Максим», располагавшиеся в пулеметных башнях. Двигатель — «Austin» [карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения]; трансмиссия — механическая с пятискоростной коробкой переключения передач [четыре передачи вперед и одна назад]. Лобовая броня корпуса — 7,5 мм. Скорость по шоссе и пересеченной местности – 55-60 и 25-30 км/ч.
Источник: МИГ