Мелитопольскую марку, которой полтора века, продают на аукционе

Просмотров: 1619
21 січня 2022 12:34

Трехкопеечная почтовая марка Мелитопольского уезда продается за две с лишним тысячи гривен.

Интересной находкой делится в сети запорожский публицист и журналист Владимир Шак. В этот раз на интернет-аукционе В. Шак увидел почтовую марку, выпущенную в Мелитопольском уезде полтора века назад - в 1871 году.

Далее авторский текст:

"На одном из интернет-аукционов заявлена редкая почтовая марка – из тех, которые очень ценятся коллекционерами. Редкость ее заключается в том, что она была выпущена в Мелитопольском уезде… в 1871 году. Марка простая и напоминает… привычную нам печать, скажем. В синем кругу имеется надпись: «Марка мелитопольской земской почты», а в центре круга изображен всадник на лошади, спешащий куда-то по своим делам. Стоила эта марка «три копейки серебром за лот» - за штуку, то есть. Кстати, во рту у всадника трубка, из которой идет дым. Это важное уточнение, и вот, почему. Оказывается, в Мелитопольском уезде с 1866-го по 1878-й год было выпущено 11 земских марок, но только на марках четвертого и пятого выпусков – за 1871 год, у курящего всадника идет дым из трубки. Такая любопытная деталь.

Земская марка с курящим всадником из Мелитопольского уезда находится в Москве, за нее просят 5950 рублей, что в переводе на нормальные – без всяких «блей», деньги составляет 2203 гривны. Лично я Москве, как и всей Московии, гроша ломаного не заплачу, но марку с аукциона под покровом ночи изъял – ее электронную копию, чтобы не подумали обо мне чего дурного. Говорят, что такие – земские, марки весьма ценятся филателистами. И, прежде, чем объяснить, зачем их печатали в уездах – а на Запорожье земские марки выпускались также в Бердянском уезде, я расскажу, как их печатал… Киса Воробьянинов. Да-да, он самый – один из главных героев романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служивший – до встречи с Остапом Бендером, скромным регистратором загса.

Цитирую не вошедшую в роман главу «Прошлое регистратора загса»: «С годами жизнь Ипполита Матвеевича заметно менялась. Он рано и красиво поседел. У него появились маленькие привычки. Просыпаясь по утрам, он говорил себе: «Гут морген» или «Бонжур». Его одолевали детские страсти. Он начал собирать земские марки, ухлопал на это большие деньги, скоро оказался владельцем лучшей коллекции в России и завел оживленную переписку с англичанином Энфильдом, обладавшим самым полным собранием русских земских марок. Превосходство англичанина в области коллекционирования марок подобного рода сильно волновало Ипполита Матвеевича. Положение предводителя и большие связи помогли ему в деле одоления соперника из Глазго. Ипполит Матвеевич подбил председателя земской управы на выпуск новых марок Старгородского губернского земства, чего уже не была лет десять. Председатель, смешливый старик, введенный Ипполитом Матвеевичем в суть дела, долго хохотал и согласился на предложение Воробьянинова. Новые марки были выпущены в двух экземплярах и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. Через три месяца Ипполит Матвеевич получил от Энфильда учтивое письмо, в котором англичанин просил продать ему одну из тех редчайших марок по цене, какую будет угодно назначить мистеру Воробьянинову. От радости на глазах у мистера Воробьянинова выступили слезы. Он немедленно сел писать ответное письмо мистеру Энфильду. В письме он написал латинскими буквами только два слова: «Накося выкуси». После этого деловая связь с мистером Энфильдом навсегда прекратилась и удовлетворенная страсть Ипполита Матвеевича к маркам значительно ослабела».

Отправленное Воробьяниновым в Англию послание, вероятно, выглядело так: «Nakosy vikusi». А теперь мы выясним, что же за марки печатал Киса и что их роднит с марками из Мелитопольского уезда. А вот, что: это были земские почтовые марки - специальные знаки почтовой оплаты, которые выпускались уездными земствами в Российской империи для оплаты услуг по доставке почтовой корреспонденции между государственными почтовыми отделениями и местными жителями уездов. Иными словами, эти марки использовались исключительно на местах, внутри уездов. Просуществовали они до 1918 года, ликвидированы были дорвавшимимся до власти большевиками, для которых филателия была… темнее темного леса, пожалуй."

 




Похожие новости: