Альтернатива есть!
Переглядів: 1842
8 серпня 2015 08:07
Фото предоставлены Н. Кидаловой
Мелитопольским педагогам рассказали, как учить по-другому на первой (не) конференции для школьных учителей.
В конце июня в Харькове состоялась Первая национальная (не) конференция для школьных педагогов EdCamp Ukrainе. Принять участие в новом для украинских учителей формате мероприятия могли, как молодые специалисты, так и ветераны школьного образования Украины.
Это был не традиционный семинар, к которым привыкли украинские педагоги: встал, прочитал доклад, сел, послушал следующего докладчика. Конференция проходила по системе «дай-возьми». Каждый учитель мог свободно выбрать, где ему интересно находиться - в холле, общаясь с участниками, на докладе экспертов или стать самому докладчиком. Организаторы позаботились о соответствующем настрое и продумали все до мелочей. Выступления происходили одновременно в 10 локациях, всего за два дня состоялось около 90 мастер-классов, тренингов. Каждый был волен выбрать сессию для себя сам. Главное было, быстро сориентироваться и успеть записаться. Желающих было очень много.
Всего в (не) конференции приняли участие около 300 учителей, которых отобрали, рассмотрев более тысячи заявок. В число счастливчиков, которые смогли испытать на себе новую форму работы, узнать и почерпнуть что-то новое, попали учителя мелитопольских СШ № 23 и УВК № 16 Наталья Кидалова и Наталья Савченко.
Своими впечатлениями и идеями с читателями «МВ» поделилась Наталья Кидалова.
Школа мечты
- Меня впечатлило знакомство с Алексеем Грековым – директором столичной частной школы «Афина», - рассказывает Наталья Александровна. - Учебному заведению уже больше 20 лет. Его создали супруги Грековы, по большому счету, для своей дочери, потому как посчитали, что обычная школа для их ребенка не подходит. Альтернатив традиционной системе образования не было, поэтому они создали собственный вариант. И очень успешный. Александр говорит о том, что система образования как она есть, на сегодняшний день устарела. И все реформы, которые проводятся, по сути, являются одноразовыми акциями, которые не меняют саму суть. Да, собственно, и не нужно ее кардинально менять и ли ломать в одночасье, уверен он. Достаточно создать альтернативу: сетевые частные школы, центры, клубы. И если эта формы работы окажутся жизнеспособными, они со временем просто вытеснят существующую систему или заставят ее трансформироваться. «Афины» - та самая альтернатива.
В «Афинах» нет классических учеников и учителей. В их по-семейному теплом коллективе все сотрудники: старшие и младшие (ученики). На сегодня в школе 300 младших сотрудников и около сотни - старших, 60 из которых учителя-предметники, а остальные - тьюторы. Последних сам А. Греков называет «alter ego родителя». Зачем нужен тьютор и что он должен делать? Помогать школьнику и его родителям выбрать тот единственный, индивидуальный путь в образовании XXI века - эпохи Интернета, когда уже невозможно, да и не нужно учить всех и всему. Он призван выстроить пространство и время жизни школьника в школе таким образом, чтобы ни одна минута не пропала даром.
- Каждый ребенок в «Афинах» идет по индивидуальному образовательному маршруту, - делится впечатлениями Н. Кидалова. - Мы говорим, что используем индивидуальный подход к ребенку. При этом мы подразумеваем, что на уроке того же украинского языка один и тот же материал каждому ученику мы преподносим по-разному: плавно разжевывая или наскоком, в примерах или правилах. А. Греков в своей школе говорит об индивидуализации процесса обучения, когда не только дети разные, но и содержание конструируется под каждого ребенка. Но это совсем не значит, что преподаватель занимается с ребенком один на один, как репетитор. Нет, просто каждую дисциплину ученик слушает и осваивает с группой других детей, близких ему по уровню подготовки, психологическим особенностям, темпераменту. Так, на математике 11-летний парнишка может заниматься с 12-13- летними школьниками, а на украинском, к примеру, с группой помладше. Понятия класса как такового в «Афинах» отсутствует.
Традиционных отметок «афиняне» тоже не получают. Здесь используют оригинальные рейтинговые системы оценивания школьных достижений ученика (разные для разных возрастов). Рейтинговая система, в которой текущая успеваемость ученика сравнивается с его собственными предыдущими достижениями, а не с успеваемостью других учеников, является одним из способов подкрепления интереса к учебе и положительно влияет на формирование самооценки ребенка, уверены педагоги частной школы.
Естественно, занятия в такой почти идеальной школе не бесплатные. Она ведь частная. На сайте учебного заведения есть примерная сумма – 90 тыс. грн. в год. Для большинства мелитопольцев это неподъемная сумма. Но все-таки частная школа - это альтернатива. Тем более, что «Афина» не единственная в своем роде. Есть схожие учебные заведения поближе - запорожская школа «Эйдос» или харьковская - «Очаг».
Учиться никогда не поздно
Да, мелитопольские дети и родители о современном подходе к образованию и столичных возможностях могут только мечтать. А городские учителя тем временем учатся тому, как сделать традиционный образовательный процесс более интересным и продуктивным. На этой же (не) конференции педагогам не просто рассказывали, о том, как бывает. Но и подталкивали их к новым открытиям, которые помогут каждый урок сделать необыкновенным.
Так, Констанция Фортунато - дирижер, педагог музыки - доказывала, что каждый ребенок талантлив. Главное, найти к нему подход. Американка организовывает по всему миру, в том числе и в Украине, летние недельные лагеря, в которые принимают детей без прослушивания, а в день закрытия сводный оркестр из всех воспитанников лагеря дает концерт.
Руководитель Artscribe-студии Игорь Заболотный, учил педагогов визуализировать их уроки. Режиссер и художник компьютерных презентаций уверен, что каждый урок должен быть интересен детям живым рассказом, он должен иметь сюжет, подкрепленный грамотной визуализацией: анимацией, картинками, видео. Ведь не секрет, что человек воспринимает информацию гораздо лучше, если он не просто слышит, но и видит, фантазирует, чувствует.
Есть такое мнение
Удалось Наталье Александровне поучаствовать и в «подиумной дискуссии», на которую были приглашены педагоги, директора школ, ученики, чтобы поговорить о проблемах современного образования, поделиться мыслями о том, чего не хватает и что можно изменить уже сейчас.
- Одной из участниц дискуссии была харьковская старшеклассница, которая сменила ряд учебных заведений, - говорит Н. Кидалова. - Это всегда интересно, послушать мнение школьников. Девушка говорила о том, что современные дети развиваются быстрее, чем их предшественники, их родители, их учителя. И образование не успевает меняться за детьми. Выдвигала идеи, вполне толковые. Например, она предлагает детям учебники в виде мобильного приложения по типу плеймаркета, чтобы их можно было обновлять, как и программное обеспечение тех же мобильных телефонов, планшетов или компьютерных игр.
Учителя частных школ, которые пришли на эту стезю с государственных учебных заведений говорили о том, что национальная система образования ограничивает свободу учителя. И с этим Н. Кидалова в некоторой мере согласна: очень хорошо, когда администратор доверяет педагогу и позволяет ему поступать так, как тот считает нужным. Если нет жестких рамок, у человека вырастают крылья. Постоянный контроль и проверки, напротив, превращают учителя в неэффективного «урокодавателя».
Мелитопольские педагоги не привезли из Харькова шаблоны готовых уроков или презентаций, но сумели добыть нечто более ценное: опыт и знания, а еще вдохновение, которого, будем надеяться, хватит на весь предстоящий учебный год. А, значит, на их уроки дети будут идти с удовольствием.
В конце июня в Харькове состоялась Первая национальная (не) конференция для школьных педагогов EdCamp Ukrainе. Принять участие в новом для украинских учителей формате мероприятия могли, как молодые специалисты, так и ветераны школьного образования Украины.
Это был не традиционный семинар, к которым привыкли украинские педагоги: встал, прочитал доклад, сел, послушал следующего докладчика. Конференция проходила по системе «дай-возьми». Каждый учитель мог свободно выбрать, где ему интересно находиться - в холле, общаясь с участниками, на докладе экспертов или стать самому докладчиком. Организаторы позаботились о соответствующем настрое и продумали все до мелочей. Выступления происходили одновременно в 10 локациях, всего за два дня состоялось около 90 мастер-классов, тренингов. Каждый был волен выбрать сессию для себя сам. Главное было, быстро сориентироваться и успеть записаться. Желающих было очень много.
Всего в (не) конференции приняли участие около 300 учителей, которых отобрали, рассмотрев более тысячи заявок. В число счастливчиков, которые смогли испытать на себе новую форму работы, узнать и почерпнуть что-то новое, попали учителя мелитопольских СШ № 23 и УВК № 16 Наталья Кидалова и Наталья Савченко.
Своими впечатлениями и идеями с читателями «МВ» поделилась Наталья Кидалова.
Школа мечты
- Меня впечатлило знакомство с Алексеем Грековым – директором столичной частной школы «Афина», - рассказывает Наталья Александровна. - Учебному заведению уже больше 20 лет. Его создали супруги Грековы, по большому счету, для своей дочери, потому как посчитали, что обычная школа для их ребенка не подходит. Альтернатив традиционной системе образования не было, поэтому они создали собственный вариант. И очень успешный. Александр говорит о том, что система образования как она есть, на сегодняшний день устарела. И все реформы, которые проводятся, по сути, являются одноразовыми акциями, которые не меняют саму суть. Да, собственно, и не нужно ее кардинально менять и ли ломать в одночасье, уверен он. Достаточно создать альтернативу: сетевые частные школы, центры, клубы. И если эта формы работы окажутся жизнеспособными, они со временем просто вытеснят существующую систему или заставят ее трансформироваться. «Афины» - та самая альтернатива.
В «Афинах» нет классических учеников и учителей. В их по-семейному теплом коллективе все сотрудники: старшие и младшие (ученики). На сегодня в школе 300 младших сотрудников и около сотни - старших, 60 из которых учителя-предметники, а остальные - тьюторы. Последних сам А. Греков называет «alter ego родителя». Зачем нужен тьютор и что он должен делать? Помогать школьнику и его родителям выбрать тот единственный, индивидуальный путь в образовании XXI века - эпохи Интернета, когда уже невозможно, да и не нужно учить всех и всему. Он призван выстроить пространство и время жизни школьника в школе таким образом, чтобы ни одна минута не пропала даром.
- Каждый ребенок в «Афинах» идет по индивидуальному образовательному маршруту, - делится впечатлениями Н. Кидалова. - Мы говорим, что используем индивидуальный подход к ребенку. При этом мы подразумеваем, что на уроке того же украинского языка один и тот же материал каждому ученику мы преподносим по-разному: плавно разжевывая или наскоком, в примерах или правилах. А. Греков в своей школе говорит об индивидуализации процесса обучения, когда не только дети разные, но и содержание конструируется под каждого ребенка. Но это совсем не значит, что преподаватель занимается с ребенком один на один, как репетитор. Нет, просто каждую дисциплину ученик слушает и осваивает с группой других детей, близких ему по уровню подготовки, психологическим особенностям, темпераменту. Так, на математике 11-летний парнишка может заниматься с 12-13- летними школьниками, а на украинском, к примеру, с группой помладше. Понятия класса как такового в «Афинах» отсутствует.
Традиционных отметок «афиняне» тоже не получают. Здесь используют оригинальные рейтинговые системы оценивания школьных достижений ученика (разные для разных возрастов). Рейтинговая система, в которой текущая успеваемость ученика сравнивается с его собственными предыдущими достижениями, а не с успеваемостью других учеников, является одним из способов подкрепления интереса к учебе и положительно влияет на формирование самооценки ребенка, уверены педагоги частной школы.
Естественно, занятия в такой почти идеальной школе не бесплатные. Она ведь частная. На сайте учебного заведения есть примерная сумма – 90 тыс. грн. в год. Для большинства мелитопольцев это неподъемная сумма. Но все-таки частная школа - это альтернатива. Тем более, что «Афина» не единственная в своем роде. Есть схожие учебные заведения поближе - запорожская школа «Эйдос» или харьковская - «Очаг».
Учиться никогда не поздно
Да, мелитопольские дети и родители о современном подходе к образованию и столичных возможностях могут только мечтать. А городские учителя тем временем учатся тому, как сделать традиционный образовательный процесс более интересным и продуктивным. На этой же (не) конференции педагогам не просто рассказывали, о том, как бывает. Но и подталкивали их к новым открытиям, которые помогут каждый урок сделать необыкновенным.
Так, Констанция Фортунато - дирижер, педагог музыки - доказывала, что каждый ребенок талантлив. Главное, найти к нему подход. Американка организовывает по всему миру, в том числе и в Украине, летние недельные лагеря, в которые принимают детей без прослушивания, а в день закрытия сводный оркестр из всех воспитанников лагеря дает концерт.
Руководитель Artscribe-студии Игорь Заболотный, учил педагогов визуализировать их уроки. Режиссер и художник компьютерных презентаций уверен, что каждый урок должен быть интересен детям живым рассказом, он должен иметь сюжет, подкрепленный грамотной визуализацией: анимацией, картинками, видео. Ведь не секрет, что человек воспринимает информацию гораздо лучше, если он не просто слышит, но и видит, фантазирует, чувствует.
Есть такое мнение
Удалось Наталье Александровне поучаствовать и в «подиумной дискуссии», на которую были приглашены педагоги, директора школ, ученики, чтобы поговорить о проблемах современного образования, поделиться мыслями о том, чего не хватает и что можно изменить уже сейчас.
- Одной из участниц дискуссии была харьковская старшеклассница, которая сменила ряд учебных заведений, - говорит Н. Кидалова. - Это всегда интересно, послушать мнение школьников. Девушка говорила о том, что современные дети развиваются быстрее, чем их предшественники, их родители, их учителя. И образование не успевает меняться за детьми. Выдвигала идеи, вполне толковые. Например, она предлагает детям учебники в виде мобильного приложения по типу плеймаркета, чтобы их можно было обновлять, как и программное обеспечение тех же мобильных телефонов, планшетов или компьютерных игр.
Учителя частных школ, которые пришли на эту стезю с государственных учебных заведений говорили о том, что национальная система образования ограничивает свободу учителя. И с этим Н. Кидалова в некоторой мере согласна: очень хорошо, когда администратор доверяет педагогу и позволяет ему поступать так, как тот считает нужным. Если нет жестких рамок, у человека вырастают крылья. Постоянный контроль и проверки, напротив, превращают учителя в неэффективного «урокодавателя».
Мелитопольские педагоги не привезли из Харькова шаблоны готовых уроков или презентаций, но сумели добыть нечто более ценное: опыт и знания, а еще вдохновение, которого, будем надеяться, хватит на весь предстоящий учебный год. А, значит, на их уроки дети будут идти с удовольствием.
Zloy
9 серпня 2015 г. (21:35)
Ответить
Полный писец....В СССР была самая лучшая система образования. Сейчас нас учат как быть еще тупее, чем американцы
Схожі новини: