Что осталось от "Сиротского дома"?

Переглядів: 2130

14 листопада 2015 21:00

Что осталось от Сиротского дома? фото
Те, кто интересуется историей родного края знают, что на месте нынешних терпеньевских родников, то есть парка «Цілющі джерела» в начале ХІХ в. стоял так называемый Сиротский Дом (или Сион) - известный далеко за пределами Мелитопольского уезда административный и религиозный центр молочноводских «духоборий» и резиденция «пророка» Савелия Капустина. Достаточно сказать, что 1818 г. туда приезжал сам импера-тор Александр І.

В общем, Сиротский Дом - одна из наших достопримечательностей, о которых мы гово-рим: «к сожалению, не сохранился». Так куда же он делся, и что от него могло остаться?

Смена ипостасей


Сиротский Дом представлял собой целый комплекс деревянных зданий, главным из кото-рых был Большой дом С. Капустина (см. на фото). Этот дом использовался, в том числе, и как молельня. Дом состоял из двух этажей, на верхнем была маленькая галерея на одной стороне, где в определенные дни перед духоборами являлся Капустин, и тогда они все падали на колени и поклонялись ему.
Епископ Гермоген пишет, что после выселения духоборов в Закавказье в с. Терпенье поя-вился деревянный молитвенный дом, перестроенный в 1845 г. из духоборческой молельни и освященный во имя святителя Митрофана, епископа воронежскаго. То есть Сиротский Дом, по крайней мере главная его часть - молельня, продолжал существовать, только уже в другой ипостаси.

В 1867 г. терпеньевцы построили каменую церковь, освященную честь Покрова Божией Матери. А что же сталось с бывшей духоборческой молельнею? Гермоген об этом умал-чивает, зато другой церковный писатель, кафедральный протоиерей М. Родионов уточня-ет, что «Прежняя же церковь продана въ булгарскую колонию Райнову (Райновку, - Авт.), что въ Бердянскомъ уезде». По данным мелитопольского краеведа Л.В. Жавжарова цер-ковь была не продана, а в 1870 г. уступлена крестьянами с. Терпенья местным жителям. Здание собрали заново и поставили в западной части поселения, где оно хорошо просмат-ривалось с любого места, в том числе со стороны моря. Новая-старая церковь была освя-щена в честь Пресвятой Троицы в 1871 г. В документах того времени упоминается, что здание райновской церкви и ограда были деревянные, помещение не отапливалось, отме-чалось общее ветхое состояние этих построек. И не мудрено, если учесть, что Сиротский Дом был построен духоборами в 1808 г., то лесоматериал, использованный райновцами для строительства (даже с учетом перестройки в 1845 г.), насчитывал уже несколько де-сятков лет. Эта деревянная церковь тоже не дожила до наших дней и была перестроена в каменную в 1905-1906 гг.

Парк у родников

И все же последние упоминания о Сиротском Доме относятся не к Райновке, а к Терпе-нью. Канадские духоборы в 1907 г. приезжали в Терпенье. Члены делегации отмечали, что они видели какие-то строения, оставшиеся от легендарного Сиона. Они также видели сады возле родников. Некоторые деревья были очень старые - возможно, посаженные духоборами десятилетия назад. Сколько еще лет после этого просуществовали остатки Сиротского Дома - неизвестно.

Что еще могло сохраниться от замечательного памятника? Ну, конечно же, сами родники. В 1855 г. один из немецких путешественников, профессор Петцгольдт, посетил с. Терпе-нье. В своей книге он рассказал, что духоборы устроили вокруг источников парк з садами и тенистыми деревьями, и даже в духоборческий период люди со всех сторон приезжали на родники, чтобы выкупаться в их холодных целебных водах и насладиться этим запове-дным оазисом. Это свидетельство дает возможность утверждать, что главный родник пар-ка «Цілющі джерела», (тот, что закрыт в пещере, - Авт.) уже существовал в духоборческие времена то ли сам по себе, то ли был открыт духоборческими лозоходами специально, чтобы оросить парк и сад вокруг резиденции Капустина.

Каменные идолы

Но сохранилось ли что-то материальное от Сиротского Дома, кроме самого места и воды? Да, возможно есть такой экспонат и, как не странно, он связан с фондами заповедника Каменная Могила. Барон Гакстгаузен, посетивший Сиротский дом уже после изгнания духоборов, упоминал, что во дворе Сиротского Дома прямо перед Большим домом Капу-стина, «…стояли три таинственныхъ каменныхъ идола около 2,5 аршинъ высоты, и кото-рые въ отдаленной древности, неизвестными народами, были повсюду разставлены на высокихъ холмахъ необозримой степи». И далее барон добавлял, что вся картина заброшенной резиденции Капустина «…съ тремя каменными идолами на дворе въ виде привиденій, съ мрачными и страшными воспоминаніями, произвела на меня очень тяжелое впечатленіе!»

Понятно, что после ликвидации духоборческой молельни такие далеко не христианские статуи могли замуровать в фундамент какой-нибудь постройки. А могли просто выбро-сить в близлежащий овраг. Многие терпеньевцы помнят, что у входа в их сельский музей в 70-90 гг. красовалась половецкая баба, высеченная из красивого красноватого гранита.

Ныне покойный терпеньевский старожил, живший в доме рядом с родниками, в свое вре-мя рассказал, что названная «баба» была найдена на берегу ручья, который вытекает из озера, расположенного на территории парка «Цілющі джерела». И якобы он сам помогал зав. сельским музеем Гулину С.К. выкопать, погрузить и установить статую у входа в му-зей. Напрашивается вывод: половецкая баба, найденная на территории родников, вполне могла быть одной из статуй, стоявших перед домом Капустина! К сожалению, все учас-ники данного эпизода уже отошли в мир иной. Не сохранилась и инвентарная книга сель-ского музея, которая бы подтвердила происхождение экспоната. И тем не менее, история кажется вполне правдоподобной.

В начале 1990-х годов терпеньевский музей был брошен на произвол судьбы. Чтобы спас-ти половецкую бабу от охотников за древностями, тогдашний директор музея-заповедника Борис Михайлов забрал статую на Каменную Могилу и установил ее на тер-ритории заповедника. Посмотрите на фото этого чудом сохранившегося раритета. Возмо-жно, он был немым свидетелем не только жизни половецких племен, но и многих ярких страниц истории духоборов, заселивших наш край в первой половине ХІХ в.

Александр Чухраенко, сотрудник Мелитопольского краеведческого музея. Фото из архива МКМ
Благодарю за помощь в подборе материала мелитопольского краеведа В.В. Сакуна.



Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: