Разбил - обязан заплатить?

Переглядів: 2790

21 листопада 2015 08:06

Разбил - обязан заплатить? фото
«Всегда, проходя мимо полок с дорогими спиртными напитками в супермаркете или между стеллажами с отнюдь недешевыми тональными кремами в стеклянных баночках, меня мучает вопрос - если меня толкнут или я случайно задену полку, и все это добро посыплется на пол, я должна буду заплатить за разбитый товар? Слышала, что охрана супермаркета требует возместить нанесенный ущерб. Подскажите, это не противоречит закону? Действительно, все расходы лягут на меня?
Анна».


По словам специалиста отела развития предпринимательства и защиты прав потребителей горисполкома Светланы Беловой, отношения покупателя и продавца в данном вопросе регулирует Гражданский кодекс Украины. Ст. 323 данного документа говорит о том, что «риск случайной гибели или случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом». При этом в ст. 668 этого же закона прописано, что пресловутый «риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара». И, по сути, если вы находитесь в супермаркете, где действуют правила самообслуживания, вы несете за товар ответственность с того момента, когда взяли его в руки.

При этом, как показывает практика, не все так однозначно. На деле может оказаться, что в бое дорого имущества магазина может быть виновен сам покупатель, другой покупатель или даже администрация магазина. Если помещение, торговые ряды, покрытие пола и выкладка товара осуществлены согласно всем правилам, а посетитель по личной неосторожности разбил бутылку, он и будет нести ответственность. Если его на это действие «сподвигли» свежевымытый пол, узкий проход или «нависающие» бутылки - он не виноват. Если вы не виновны, то первым делом зафиксируйте на фото и при помощи свидетелей факт, который привел к произошедшему, а также поврежденный товар. Не давайте пробивать вам чек на поврежденный товар и не платите за него. Если к вам будет применена сила или вам будут угрожать, вызывайте милицию и в пояснениях правоохранительным органам опишите ситуацию, указав, что в ней нет вашей вины. Компенсацию за разбитую продукцию в этом случае у вас могут требовать только через суд. К слову, практика показывает, что супермаркетам проще списать бой, чем судиться.

И, напоследок несколько советов и ссылок на законы, чтобы вы могли убедительнее спорить с администрацией и охраной супермаркета, доказывая свою невиновность. В первую очередь, потребуйте от администрации супермаркета предоставить доказательства того, что именно вы виновны в повреждении товара. Это могут быть видеозаписи с камер видеонаблюдения, показания свидетелей. При этом напомните администрации магазина, что в Законе Украины «О защите прав потребителей» в п. 2 ст. 17 сказано, что «Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента». Разбитый товар не является вашим выбором. Если администрация все же настаивает на том, чтобы вы заплатили за поврежденный товар, потребуйте составления акта об инциденте. Куда будут записаны и показания свидетелей, и ваши, и администрации.

Поясните, что только на основании этого акта и через суд будете оплачивать штраф. Если администрация или охрана продолжает на вас давить (отказывается выпускать из помещения супермаркета, требует оставить свои документы) следует вспомнить о ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей», в которой говорится о запрете нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности. По закону охрана супермаркета не имеет права задерживать вас, ограничивать вашу свободу. Объясните, что это уже им грозит судебными или уголовными разбирательствами и требуйте вызвать милицию.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: