Тайна Конского Брода
Переглядів: 3101
30 квітня 2016 10:40
Каждый курган хранит в себе какую-то тайну. Однако на то, что берег в себе один из курганов неподалеку от Токмака, не рассчитывали даже самые бывалые исследователи…
Село Виноградное - в нескольких километрах от г. Молочанска. Курган, подпирающий его южную околицу, необычен всем. И названием - Конский Брод, и размерами: высота - девять метров, в диаметре - сто.
Отряд киевского археолога Сергея Пустовалова из Запорожской экспедиции Института археологии АН УССР подступился к нему летом 1982 года. На что рассчитывали? Многие в отряде приготовились к встрече со знатным скифом, но сам Сергей сказал: «По опыту знаю, что на самой окраине плато, что вздыбилось над плесом реки, могильные насыпи, как правило, возводились еще в эпоху бронзы. Наш курган стоит аккурат на плато. Скифы? Их присутствие здесь полностью не исключается, ведь при захоронении кого-то из своих знатных соплеменников они могли использовать уже готовую насыпь, как это делали часто. А если «уже готовую», то маловероятно, что скифы оставили здесь кого-то из своих предводителей.
Для них они устраивали в степи отдельные «земляные пирамиды». Вот такие были предположения.
Каменный панцирь?
Работе бульдозера по прокладке траншей через курганную насыпь очень мешали камни. Они были повсюду. И нет, чтобы разбросаны, как попало. Известняковые обломки во многих местах лежали сплошным полотном. Именно поэтому не только у исследователей, но и у всех, кому пришлось побывать на месте раскопок, складывалось впечатление, что курган окружен крепидой - своеобразным каменным панцирем.
Собственно, как для крепиды, то камни уложены слишком уж тщательно. Слишком уж плотно подогнаны они друг к другу. Мало того, если бы это была крепида, то прикрывала бы она всю насыпь, а здесь же прослеживается лишь какая-то полоса. И то - не везде.
Когда бульдозер управился с первой траншеей и начал прокладывать вторую - появилась возможность проследить, что каменная отмостка начинается у подножья западного склона кургана, потом опоясывает его и лентой тянется на северо-запад. И не вниз, а стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курган своеобразной спиралью.
Стела за стелой…
Нет, все же не крепида. Отмостка из камней сохраняет почти одинаковую ширину, а по обеим ее сторонам когда-то возвышались... стелы. Сейчас они, ясное дело, лежат - одна, вторая, третья, четвертая... Стела за стелой. Примитивные, предельно условные, но догадаться нетрудно - человеческие фигуры. Не сарматские, не скифские и не киммерийские, потому что слишком уж несовершенны. Так изображали человека значительно раньше, в эпоху бронзы. И, вероятнее всего, это дело рук «катакомбников», живших в этой степи около четырех тысяч лет тому назад.
Каменное полотно, да еще со стелами с обеих сторон уже наводит на более-менее конкретные выводы, и лишь когда расчистили довольно значительных размеров площадку, а в соседних траншеях обнаружили одну за другой каменные отмостки, прозвучали предположения: «А не дорога ли, вымощенная из камня ведет на курган? Каменная дорога. По-современному выражаясь, - шоссе».
Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными «бабами» на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований.
Дорога... Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды?
Чудесные находки
Четыре месяца продолжались исследования кургана. За это время прорыто траншей общей длиной около двух километров со средней глубиной четыре метра. Перевернуто свыше тридцати тысяч кубических метров земли. Все это - ради того, чтобы до мелочей проследить архитектуру необычного степного сооружения.
В ходе работ был найден кубок в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти абсолютной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней дороги.
Также были найдены два захоронения с глиняными масками, в которых находились две булавы и сирель - классические атрибуты жрецов.
И самое интересное, были найдены остатки глиняных блоков, из которых на вершине кургана был сооружен алтарь. Да, именно алтарь. Все эти находки вместе с каменным полотном, ведущим на курган, образуют грандиозный комплекс.
А вот вывод: курган у с. Виноградное Токмакского района - уникальное культовое сооружение. Пользовались им преимущественно носители так называемой катакомбной культуры (ХХIII-ХVIII в. до н.э.).
Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал Конский Брод, выяснилось, что необычный курган возводили в три захода. Основу его заложили «ямники» самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возвели насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то был не просто курган. На его плоской вершине находился алтарь, выложенный из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать (проследить удалось только одиннадцать) валов, уходящих от алтаря во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце?
Позже алтарь расширили, а валы-лучи засыпали кусками дерна. К алтарю присоединили два пандуса, переходящие в спуски. И пандусы, и спуски древние строители вымостили известняком. Им же облицевали и подпорные стенки. Почти у подножия сооружения, где каменная дорога примыкала к кургану и дальше вела на алтарь, возвышалась трехметровой высоты стела. Одни исследователи считают, что формой она напоминает топор. Другие - лодку.
Сооружение имело весьма впечатляющий вид. Но еще более впечатляющим, величественным стало оно после того, как пандус и спуски засыпали, оставив один проход к алтарю, а высоту сооружения довели до девяти метров.
В том, что неподалеку от Молочанска в облике древнего кургана открылось незнаемое и невиданное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно посвящалось? Пустовалов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты напоминало дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его в честь бога Солнца.
Загадки остаются
А уже позже, когда степная пирамида дважды подвергалась существенной перестройке, оказавшись, таким образом, под охраной гигантского гранитного топора, она могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий. Но на вопрос, что же и как было там, на вершине когда-то, исчерпывающий ответ дать сегодня невозможно.
В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курган скифский, они устремились сразу к предполагаемому центральному погребению и пробили курган от вершины траншеей. Ясное дело, скифского золота не нашли, зато траншеей попортили концовку каменного полотна, которое примыкало непосредственно к алтарю.
Во время Великой Отечественной войны курган подвергнулся дополнительному разрушению - северо-западный его склон изуродовали окопы и траншеи. Но значительная часть каменного полотна все же сохранилась.
Откуда вела эта дорога? Тысячелетия камня на камне не оставили от того, что подходило непосредственно к кургану. Время не пощадило географическое начало дороги, но ничего не могло поделать с ее историческими истоками. Впервые в истории человечества дороги из камня стали мостить здесь, на степных просторах Восточной Европы, во II тысячелетии до нашей эры…
Очень удачно выбрали место древние строители для сооружения святилища. Дальше, на юг, вдоль р. Молочной, - еще один курган, десятиметровый, за ним, чуть дальше, вблизи Старобогдановки - одиннадцатиметровый. С Конским Бродом они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней…
По материалам geocaching.su.
Село Виноградное - в нескольких километрах от г. Молочанска. Курган, подпирающий его южную околицу, необычен всем. И названием - Конский Брод, и размерами: высота - девять метров, в диаметре - сто.
Отряд киевского археолога Сергея Пустовалова из Запорожской экспедиции Института археологии АН УССР подступился к нему летом 1982 года. На что рассчитывали? Многие в отряде приготовились к встрече со знатным скифом, но сам Сергей сказал: «По опыту знаю, что на самой окраине плато, что вздыбилось над плесом реки, могильные насыпи, как правило, возводились еще в эпоху бронзы. Наш курган стоит аккурат на плато. Скифы? Их присутствие здесь полностью не исключается, ведь при захоронении кого-то из своих знатных соплеменников они могли использовать уже готовую насыпь, как это делали часто. А если «уже готовую», то маловероятно, что скифы оставили здесь кого-то из своих предводителей.
Для них они устраивали в степи отдельные «земляные пирамиды». Вот такие были предположения.
Каменный панцирь?
Работе бульдозера по прокладке траншей через курганную насыпь очень мешали камни. Они были повсюду. И нет, чтобы разбросаны, как попало. Известняковые обломки во многих местах лежали сплошным полотном. Именно поэтому не только у исследователей, но и у всех, кому пришлось побывать на месте раскопок, складывалось впечатление, что курган окружен крепидой - своеобразным каменным панцирем.
Собственно, как для крепиды, то камни уложены слишком уж тщательно. Слишком уж плотно подогнаны они друг к другу. Мало того, если бы это была крепида, то прикрывала бы она всю насыпь, а здесь же прослеживается лишь какая-то полоса. И то - не везде.
Когда бульдозер управился с первой траншеей и начал прокладывать вторую - появилась возможность проследить, что каменная отмостка начинается у подножья западного склона кургана, потом опоясывает его и лентой тянется на северо-запад. И не вниз, а стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курган своеобразной спиралью.
Стела за стелой…
Нет, все же не крепида. Отмостка из камней сохраняет почти одинаковую ширину, а по обеим ее сторонам когда-то возвышались... стелы. Сейчас они, ясное дело, лежат - одна, вторая, третья, четвертая... Стела за стелой. Примитивные, предельно условные, но догадаться нетрудно - человеческие фигуры. Не сарматские, не скифские и не киммерийские, потому что слишком уж несовершенны. Так изображали человека значительно раньше, в эпоху бронзы. И, вероятнее всего, это дело рук «катакомбников», живших в этой степи около четырех тысяч лет тому назад.
Каменное полотно, да еще со стелами с обеих сторон уже наводит на более-менее конкретные выводы, и лишь когда расчистили довольно значительных размеров площадку, а в соседних траншеях обнаружили одну за другой каменные отмостки, прозвучали предположения: «А не дорога ли, вымощенная из камня ведет на курган? Каменная дорога. По-современному выражаясь, - шоссе».
Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными «бабами» на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований.
Дорога... Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды?
Чудесные находки
Четыре месяца продолжались исследования кургана. За это время прорыто траншей общей длиной около двух километров со средней глубиной четыре метра. Перевернуто свыше тридцати тысяч кубических метров земли. Все это - ради того, чтобы до мелочей проследить архитектуру необычного степного сооружения.
В ходе работ был найден кубок в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти абсолютной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней дороги.
Также были найдены два захоронения с глиняными масками, в которых находились две булавы и сирель - классические атрибуты жрецов.
И самое интересное, были найдены остатки глиняных блоков, из которых на вершине кургана был сооружен алтарь. Да, именно алтарь. Все эти находки вместе с каменным полотном, ведущим на курган, образуют грандиозный комплекс.
А вот вывод: курган у с. Виноградное Токмакского района - уникальное культовое сооружение. Пользовались им преимущественно носители так называемой катакомбной культуры (ХХIII-ХVIII в. до н.э.).
Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал Конский Брод, выяснилось, что необычный курган возводили в три захода. Основу его заложили «ямники» самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возвели насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то был не просто курган. На его плоской вершине находился алтарь, выложенный из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать (проследить удалось только одиннадцать) валов, уходящих от алтаря во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце?
Позже алтарь расширили, а валы-лучи засыпали кусками дерна. К алтарю присоединили два пандуса, переходящие в спуски. И пандусы, и спуски древние строители вымостили известняком. Им же облицевали и подпорные стенки. Почти у подножия сооружения, где каменная дорога примыкала к кургану и дальше вела на алтарь, возвышалась трехметровой высоты стела. Одни исследователи считают, что формой она напоминает топор. Другие - лодку.
Сооружение имело весьма впечатляющий вид. Но еще более впечатляющим, величественным стало оно после того, как пандус и спуски засыпали, оставив один проход к алтарю, а высоту сооружения довели до девяти метров.
В том, что неподалеку от Молочанска в облике древнего кургана открылось незнаемое и невиданное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно посвящалось? Пустовалов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты напоминало дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его в честь бога Солнца.
Загадки остаются
А уже позже, когда степная пирамида дважды подвергалась существенной перестройке, оказавшись, таким образом, под охраной гигантского гранитного топора, она могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий. Но на вопрос, что же и как было там, на вершине когда-то, исчерпывающий ответ дать сегодня невозможно.
В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курган скифский, они устремились сразу к предполагаемому центральному погребению и пробили курган от вершины траншеей. Ясное дело, скифского золота не нашли, зато траншеей попортили концовку каменного полотна, которое примыкало непосредственно к алтарю.
Во время Великой Отечественной войны курган подвергнулся дополнительному разрушению - северо-западный его склон изуродовали окопы и траншеи. Но значительная часть каменного полотна все же сохранилась.
Откуда вела эта дорога? Тысячелетия камня на камне не оставили от того, что подходило непосредственно к кургану. Время не пощадило географическое начало дороги, но ничего не могло поделать с ее историческими истоками. Впервые в истории человечества дороги из камня стали мостить здесь, на степных просторах Восточной Европы, во II тысячелетии до нашей эры…
Очень удачно выбрали место древние строители для сооружения святилища. Дальше, на юг, вдоль р. Молочной, - еще один курган, десятиметровый, за ним, чуть дальше, вблизи Старобогдановки - одиннадцатиметровый. С Конским Бродом они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней…
По материалам geocaching.su.
Barabashka_mel
1 травня 2016 г. (17:01)
Ответить
Комментарий удален
Схожі новини: