Прощай, УПК!
Переглядів: 2552
11 червня 2016 11:00
На сессии городского совета депутаты приняли решение о реформировании учебно-производственного комбината. Его соединили со станцией юных техников - по сути, приравняли к кружку. Почему Мелитополю не нужно профобразование для школьников, и как эту проблему решают в Украине и за рубежом?
Образцово-показательный
Знакомство с системой межшкольных учебно-производственных комбинатов начинаем с образцово-показательного Степановского комбината в Черновицкой области.
Это вполне успешное предприятие, которое не только дает возможность старшеклассникам района получать рабочие профессии (все курсы комбината здесь лицензированы), но и зарабатывает деньги для себя. Степановский МУПК содержит на балансе школьные автобусы района, сдает в аренду сельхозтехнику и автобусы, учит водителей всех категорий, организует курсы для клиентов службы занятости.
- Образовательная концепция ближайшего будущего такова, что старшеклассники в школе должны получать первую рабочую профессию, - говорит директор Степановского УПК Леонид Шестаковский. - Но мы все понимаем возможности бюджета, поэтому смогли найти для себя такие формы работы, которые позволяют содержать комбинат и развиваться.
Леонид Львович говорит, что финансирование комбината производится из трех источников - бюджета (часть образовательной субвенции), средств из спецсчета (сюда предприятия перечисляют средства за аренду автобусов, например) и благотворительных взносов.
«Кто решил, что мы не нужны?»
Мелитопольский УПК десятилетиями прививал старшеклассникам города знания и умения по рабочим специальностям. В последние годы здесь учили готовить, шить, дизайну, компьютерной грамотности, работать на станках и водить грузовые авто.
Лицензия (подтвержденная в 2015 году и бессрочная) у комбината была только на выпуск водителей категории С и С1. То есть по достижению 18 лет выпускники нашего УПК могли на законном основании водить грузовики. Но и учеба на прочих специальностях давала детям не только «корочку», но и вполне конкретные умения.
Еще в прошлом учебном году межшкольный УПК посещали ученики 11 школ (около 630 старшеклассников). Но в январе этого года до руководства учреждения донесли информацию: им грозит реформирование.
- Но мы же не думали, что реформирование пройдет без нашего участия, - с горечью говорит директор ММУПК Юрий Ярошенко. - Нас не позвали ни на заседание депутатской комиссии, не запросили данные, показатели какие-то, не спросили о перспективах. И вот эти заявления с экранов ТВ о пришедших в негодность станках, слабой материальной базе…Пойдемте я вам покажу!
Экскурсия по территории (без малого 5 тыс. кв. м на Гризодубовой) подтверждает: станки есть - старые, но вполне рабочие, такая же ситуация со швейными машинками и грузовиками. И помещения постройки начала прошлого века довольно крепкие, хоть и без «евроремонта».
Спрашиваю у руководителей УПК, почему они сами не выступали с инициативой лицензировать новые профессии, расширяться.
- Это большие затраты. Не собственно на «бумажки», а на базу. Чтобы получить лицензию, надо добавить пять мастеров по той или иной специальности, например, - поясняет замдиректора Владимир Зарютин. - А финансирование наше всегда было весьма ограниченным.
Содержание нашего УПК обходилось в более миллиона гривен в год. Сумма немалая. Правда, пока непонятно, что сэкономит бюджет после реформирования. По словам чиновников, площади комбината никуда передавать не будут, и сокращать особо сотрудников не станут - из 19 сократят пять ставок.
Впрочем, что же будет с учреждением, Ю. Ярошенко не знает. Сейчас он и его сотрудники «в подвешенном состоянии». Понятно только одно - того комбината, в котором они работали, больше не будет.
Как у них
В отличие от украинских тенденций «выдавливания» УПК из учебного процесса, в Польше, например, школы все чаще становятся местом для получения рабочей профессии.
Во время недавнего визита в Польшу, в рамках Польско-Канадской Программы Поддержки Демократии, я обратила внимание на то, что образование в школах - это то, чему в Польше вообще уделяют массу внимания. В некоторых школах можно получить только матуре (аналог аттестата), а в некоторых еще и дополнительное образование - почти аналог нашего УПК.
Мы побывали в профессиональном колледже, который работает в сотрудничестве с крупными заводами (например, производителем полуприцепов Welton). Производства помогают колледжу с приобретением техники. Например, нам показали робота-сварщика, стоимостью около 50 тыс. евро. На таких работают на заводе, такой же купили ученикам. Но школа и сама покупает оборудование, правда, подешевле.
Выгода для производства очевидна - из этой школы выходят готовые сотрудники для завода. Впрочем, их диплом весьма ценится и на других предприятиях. А еще при этом колледже есть станция техобслуживания. Ребята не только на практике изучают устройство авто, но и зарабатывают деньги для своей школы, проводя (под наблюдением профессионалов, конечно) техосмотр.
Побывали мы и в лицее, где профиль образования – кулинарный. При этой школе работает столовая. Блюда для нее готовят ученики под руководством мастеров - профессионалов. А обедать сюда ходит полгорода. Вкусный сытный обед стоит дешевле, чем в ресторанчике. Но мне показалось, что для жителей важно еще и осознание того, что приготовлен он школьниками, а значит, обедая здесь, они поддерживают своих детей.
Ученики этого лицея на каникулах проходят практику на курортах. Мы общались с ребятами, которые провели прошлое лето на Мальте. И денег заработали, и опыт получили, и приглашение в любой момент приехать на работу снова.
От автора
Мне кажется, что желание сохранить учебно-производственные комбинаты должно быть и у руководства этих учреждений, и у местной власти. И думать здесь надо не только об экономии бюджетных средств, но и о том, что в УПК школьники могли получить больше знаний по рабочим профессиям, чем на уроках труда.
На вторую декаду июня назначена конференция руководителей УПК, они обсудят, в том числе, и решения некоторых органов местного самоуправления ликвидировать или реорганизовать межшкольные комбинаты.
Образцово-показательный
Знакомство с системой межшкольных учебно-производственных комбинатов начинаем с образцово-показательного Степановского комбината в Черновицкой области.
Это вполне успешное предприятие, которое не только дает возможность старшеклассникам района получать рабочие профессии (все курсы комбината здесь лицензированы), но и зарабатывает деньги для себя. Степановский МУПК содержит на балансе школьные автобусы района, сдает в аренду сельхозтехнику и автобусы, учит водителей всех категорий, организует курсы для клиентов службы занятости.
- Образовательная концепция ближайшего будущего такова, что старшеклассники в школе должны получать первую рабочую профессию, - говорит директор Степановского УПК Леонид Шестаковский. - Но мы все понимаем возможности бюджета, поэтому смогли найти для себя такие формы работы, которые позволяют содержать комбинат и развиваться.
Леонид Львович говорит, что финансирование комбината производится из трех источников - бюджета (часть образовательной субвенции), средств из спецсчета (сюда предприятия перечисляют средства за аренду автобусов, например) и благотворительных взносов.
«Кто решил, что мы не нужны?»
Мелитопольский УПК десятилетиями прививал старшеклассникам города знания и умения по рабочим специальностям. В последние годы здесь учили готовить, шить, дизайну, компьютерной грамотности, работать на станках и водить грузовые авто.
Лицензия (подтвержденная в 2015 году и бессрочная) у комбината была только на выпуск водителей категории С и С1. То есть по достижению 18 лет выпускники нашего УПК могли на законном основании водить грузовики. Но и учеба на прочих специальностях давала детям не только «корочку», но и вполне конкретные умения.
Еще в прошлом учебном году межшкольный УПК посещали ученики 11 школ (около 630 старшеклассников). Но в январе этого года до руководства учреждения донесли информацию: им грозит реформирование.
- Но мы же не думали, что реформирование пройдет без нашего участия, - с горечью говорит директор ММУПК Юрий Ярошенко. - Нас не позвали ни на заседание депутатской комиссии, не запросили данные, показатели какие-то, не спросили о перспективах. И вот эти заявления с экранов ТВ о пришедших в негодность станках, слабой материальной базе…Пойдемте я вам покажу!
Экскурсия по территории (без малого 5 тыс. кв. м на Гризодубовой) подтверждает: станки есть - старые, но вполне рабочие, такая же ситуация со швейными машинками и грузовиками. И помещения постройки начала прошлого века довольно крепкие, хоть и без «евроремонта».
Спрашиваю у руководителей УПК, почему они сами не выступали с инициативой лицензировать новые профессии, расширяться.
- Это большие затраты. Не собственно на «бумажки», а на базу. Чтобы получить лицензию, надо добавить пять мастеров по той или иной специальности, например, - поясняет замдиректора Владимир Зарютин. - А финансирование наше всегда было весьма ограниченным.
Содержание нашего УПК обходилось в более миллиона гривен в год. Сумма немалая. Правда, пока непонятно, что сэкономит бюджет после реформирования. По словам чиновников, площади комбината никуда передавать не будут, и сокращать особо сотрудников не станут - из 19 сократят пять ставок.
Впрочем, что же будет с учреждением, Ю. Ярошенко не знает. Сейчас он и его сотрудники «в подвешенном состоянии». Понятно только одно - того комбината, в котором они работали, больше не будет.
Как у них
В отличие от украинских тенденций «выдавливания» УПК из учебного процесса, в Польше, например, школы все чаще становятся местом для получения рабочей профессии.
Во время недавнего визита в Польшу, в рамках Польско-Канадской Программы Поддержки Демократии, я обратила внимание на то, что образование в школах - это то, чему в Польше вообще уделяют массу внимания. В некоторых школах можно получить только матуре (аналог аттестата), а в некоторых еще и дополнительное образование - почти аналог нашего УПК.
Мы побывали в профессиональном колледже, который работает в сотрудничестве с крупными заводами (например, производителем полуприцепов Welton). Производства помогают колледжу с приобретением техники. Например, нам показали робота-сварщика, стоимостью около 50 тыс. евро. На таких работают на заводе, такой же купили ученикам. Но школа и сама покупает оборудование, правда, подешевле.
Выгода для производства очевидна - из этой школы выходят готовые сотрудники для завода. Впрочем, их диплом весьма ценится и на других предприятиях. А еще при этом колледже есть станция техобслуживания. Ребята не только на практике изучают устройство авто, но и зарабатывают деньги для своей школы, проводя (под наблюдением профессионалов, конечно) техосмотр.
Побывали мы и в лицее, где профиль образования – кулинарный. При этой школе работает столовая. Блюда для нее готовят ученики под руководством мастеров - профессионалов. А обедать сюда ходит полгорода. Вкусный сытный обед стоит дешевле, чем в ресторанчике. Но мне показалось, что для жителей важно еще и осознание того, что приготовлен он школьниками, а значит, обедая здесь, они поддерживают своих детей.
Ученики этого лицея на каникулах проходят практику на курортах. Мы общались с ребятами, которые провели прошлое лето на Мальте. И денег заработали, и опыт получили, и приглашение в любой момент приехать на работу снова.
От автора
Мне кажется, что желание сохранить учебно-производственные комбинаты должно быть и у руководства этих учреждений, и у местной власти. И думать здесь надо не только об экономии бюджетных средств, но и о том, что в УПК школьники могли получить больше знаний по рабочим профессиям, чем на уроках труда.
На вторую декаду июня назначена конференция руководителей УПК, они обсудят, в том числе, и решения некоторых органов местного самоуправления ликвидировать или реорганизовать межшкольные комбинаты.
Схожі новини: