Икона с историей
Переглядів: 1734
9 липня 2016 10:00
Жемчужиной собрания икон Мелитопольского краеведческого музея считается икона «Нерукотворный образ Спаса», полученная музеем от старосты церкви при кладбище Мелитополя Пасечника Тихона Гордеевича в апреле 1962 г.
По всем признакам - это Иоанно-Предтеченская церковь, стоявшая на Песчанском кладбище. Священником в ней служил известный в Мелитополе протоиерей Алексей Богаевский. Ни церковь, ни кладбище не дожили до наших дней.
Слово о возрасте
В нижней части иконы кистью художника нанесена интересная надпись: «зрча года писал сей пресвятый образ Господа Бога нашего Иисуса Христа царев (и)зограф Михаил Милютин по обещанию (то есть, - А.Ч.) стольника Стефана Афанасьева - сына Собакина». В своё время научным сотрудником МКМ Волчковой Н.И. были проведены соответствующие изыскания. Оказа-лось, что зрча – это буквенное соответствие даты от сотворения мира – 7191 год. Если от этой даты отнять 5508 лет (т.е. время рождения Христа), то получится, что икона была создана в далёком 1683-м году.
К сожалению, в инвентарной карточке, заполненной на икону ещё в 1974 г. указывается дата - XVII в., - но нет даже намека на то, что подлинность иконы каким-то образом удостоверялась. А жаль, бывали случаи, когда работы, дол-гое время считавшиеся подлинниками, принадлежавшими перу именно этого иконописца, оказывались искусными копиями, выполненными в XIX в. Чтобы исключить эту довольно неприятную возможность, необходима соответствующая экспертиза. Со своей же стороны автором статьи был внимательно изучен список сохранившихся работ мастера (в основном, на территории России). Выяснилось, что такая икона в нём не значится, как не значится она и в перечне выполненных им работ в течение жизни. Это позволяет утверждать, что даже в том случае, если икона является копией, то это не простая копия, а копия одной из не сохранившихся работ автора, или вообще какой-то неизвестной доселе работы Милютина.
В общем, икона в любом случае является музейным раритетом, и, возможно, не только местного значения. О религиозной ценности иконы оставим возможность сказать служителям культа. Сами же поговорим о художественно-историческом значении данного музейного экспоната.
Боярский род
Историческая значимость проистекает из пока ещё не опровергнутого факта, что она создавалась в конце XVII в., во времена правления, а точнее регент-ства царевны Софьи Алексеевны при малолетних государях Иване V и Петре I. Как такой старинный предмет попал в город, церковная история которого берёт отсчет лишь с начала ХІХ в. - загадка. Возможно, это как-то связано с трудами вышеупомянутого протоиерея А. Богаевского на благо своей церкви. А вот заказчик «Спаса нерукотворного» вполне «вычисляемый» персонаж. И все потому, что относится к старинному боярскому роду, ведущему происхождение от баснословной фигуры - «датского выходца» Ольгерда Преги, прибывшего в 1294 году в Тверь. Его правнук, боярин Данило Григорьевич Собака, выехавший в 1495 г. из Твери в Москву, родоначальник Собакиных. В роду Собакиных насчитывалось много бояр, окольничих и воевод. Одна из представительниц рода - Марфа Васильевна Собакина (умерла в 1571 году) была третьей женой Ивана Грозного и умерла от отравления.
Сам Степан Афанасьевич владел поместьем в 99 дворов. Кроме того, как это видно из надписи, служил стольником – а это пятое место в придворном разряде, важное для карьерного старта. Стольников часто назначали на воеводские и посольские должности.
В XVII в. у знатных людей было модно заказывать известным иконописцам иконы, а затем жертвовать их церквям и монастырям. То же самое сделал и С. А. Собакин: заказал икону у Милютина, но вот для кого она предна-значалась теперь уже, наверное, останется тайной. В 1685 г. наш стольник получил первое серьёзное назначение (которое было то ли милостью, то ли наказанием) - воеводой в далёкий Енисейск, где он правил до 1687 г. В 1690 г., уже при Петре I, по навету недоброжелателей возникло дело о «непочтительных разговорах» про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками, нашим Степаном и его братом Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей.
Опала была непродолжительна, поскольку проведение петровских реформ вызвало необходимость в знающих, толковых людях. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено. В 1697-99 гг. Степан Афанасьевич опять служил воеводой. Но уже поближе - в Симбирске. В боярских списках отмечается, что воевода Собакин погиб под Ругодивым (Нарвой) в 1700 г.
Строгановская школа
Художественная значимость иконы определяется прежде всего принадлежностью её к знаменитой «строгановской школе иконописи» - русской школы иконописи, сложившейся в конце XVI века. Она получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царской иконописной мастерской при Оружейной палате. Известнейшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова. К числу наиболее даровитых учеников Симона Ушакова принадлежал Михаил Милютин, сын священника Предтеченской церкви, что у Никитских ворот. Обратите внимание на знаменательное совпадение: отец автора иконы служил в (Иоанно)-Предтеченской церкви, и в фонды нашего музея икона также поступила из церкви с таким же названием – Иоанно-Предтеченской!
По другой версии отец Михаила был справщик, “человек священнического чина”, который с 1646 по 1654 г. в Троице-Сергиевом монастыре занимался составлением и переписыванием 12 книг - полного комплекта широко извест-ных Четий-миней (жития святых).
Милютин поступил в ученики С. Ушакова 14 апреля 1670 г. и сразу же показал себя с наилучшей стороны, т.к. у него уже был опыт работы «у государевых дел в кормовых иконописцах меньшей статьи».
Учитель писал, что «…ученик его Мишка иконное художество пишет святых лиц воображение лучше его прежняго ученика Василия и впредь он будет великому государю прочен; и ныне он годится в среднюю статью кормовых иконописцев».
Карьера быстро шла «вгору». Милютин писал многочисленные иконы для храмов и монастырей, реставрировал иконостасы. Работал и на царскую семью: выполнял заказы для хором царицы Натальи Кирилловны и царевен Софьи Алексеевны, Екатерины Алексеевны и Татьяны Михайловны, а также царевичей Фёдора и Иоанна Алексеевичей. Известны и портреты его кисти царя Алексея Михайловича и царевича Фёдора Алексеевича. Он же реставрировал иконы для хором «великих государей» Петра и Иоанна Алексеевичей.
В 1688 г. выполнил очень важную с политической точки зрения работу: обновил чтимый образ Казанской Богоматери, с помощью которой была освобождена Москва в 1612 году.
В 1690 г., при сокращении штата Оружейной палаты, Михаил Малютин был от должности жалованного иконописца “отставлен”. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сохранившиеся произведения иконописца бережно хранятся в храмах и музеях. Например, «Собор 12 апостолов», 1682 г. ныне находится в алтаре Успенского собора в Кремле. «Воскресение - Сошествие во ад», 1687 г - в Берлинском музее византийского искусства.
По принципу «живопродобия»
«Спас Нерукотворный» является изображением Иисуса Христа, созданным, как считалось ещё при его жизни. Существуют две версии данного чуда, но общее в них то, что Христос, вытерев влагу со своего лица чистым платом "соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем свои черты". В лике Христа, изображенном Милютиным явно прослеживатся влияние его учителя - С. Ушакова, создавшего всемирно известный образ «Спаса нерукотворного». Также, как и учитель, по принципу «живоподобия» он ищет как можно более точные и правдоподобные, живые черты Христа. Милютин, используя весь свой талант и накопленный опыт в выразительном крупном изображении лика смог продемонстрировать мастерство светотени, точность передачи анатомии лица, шелковистости волос и бороды, выражения глаз; в нимбе вокруг головы людям явлен горний (высший, небесный) мир. Белизна плата, на котором размещен лик является символом праведности, чистоты, преображения.
Икона «Нерукотворный образ Спаса» Михаила Милютина, как и работы других мастеров «строгановской» школы остались в русском иконописании образцом высокого профессионализма, артистизма и изощренности художественного языка.
Александр Чухраенко, сотрудник МКМ
По всем признакам - это Иоанно-Предтеченская церковь, стоявшая на Песчанском кладбище. Священником в ней служил известный в Мелитополе протоиерей Алексей Богаевский. Ни церковь, ни кладбище не дожили до наших дней.
Слово о возрасте
В нижней части иконы кистью художника нанесена интересная надпись: «зрча года писал сей пресвятый образ Господа Бога нашего Иисуса Христа царев (и)зограф Михаил Милютин по обещанию (то есть, - А.Ч.) стольника Стефана Афанасьева - сына Собакина». В своё время научным сотрудником МКМ Волчковой Н.И. были проведены соответствующие изыскания. Оказа-лось, что зрча – это буквенное соответствие даты от сотворения мира – 7191 год. Если от этой даты отнять 5508 лет (т.е. время рождения Христа), то получится, что икона была создана в далёком 1683-м году.
К сожалению, в инвентарной карточке, заполненной на икону ещё в 1974 г. указывается дата - XVII в., - но нет даже намека на то, что подлинность иконы каким-то образом удостоверялась. А жаль, бывали случаи, когда работы, дол-гое время считавшиеся подлинниками, принадлежавшими перу именно этого иконописца, оказывались искусными копиями, выполненными в XIX в. Чтобы исключить эту довольно неприятную возможность, необходима соответствующая экспертиза. Со своей же стороны автором статьи был внимательно изучен список сохранившихся работ мастера (в основном, на территории России). Выяснилось, что такая икона в нём не значится, как не значится она и в перечне выполненных им работ в течение жизни. Это позволяет утверждать, что даже в том случае, если икона является копией, то это не простая копия, а копия одной из не сохранившихся работ автора, или вообще какой-то неизвестной доселе работы Милютина.
В общем, икона в любом случае является музейным раритетом, и, возможно, не только местного значения. О религиозной ценности иконы оставим возможность сказать служителям культа. Сами же поговорим о художественно-историческом значении данного музейного экспоната.
Боярский род
Историческая значимость проистекает из пока ещё не опровергнутого факта, что она создавалась в конце XVII в., во времена правления, а точнее регент-ства царевны Софьи Алексеевны при малолетних государях Иване V и Петре I. Как такой старинный предмет попал в город, церковная история которого берёт отсчет лишь с начала ХІХ в. - загадка. Возможно, это как-то связано с трудами вышеупомянутого протоиерея А. Богаевского на благо своей церкви. А вот заказчик «Спаса нерукотворного» вполне «вычисляемый» персонаж. И все потому, что относится к старинному боярскому роду, ведущему происхождение от баснословной фигуры - «датского выходца» Ольгерда Преги, прибывшего в 1294 году в Тверь. Его правнук, боярин Данило Григорьевич Собака, выехавший в 1495 г. из Твери в Москву, родоначальник Собакиных. В роду Собакиных насчитывалось много бояр, окольничих и воевод. Одна из представительниц рода - Марфа Васильевна Собакина (умерла в 1571 году) была третьей женой Ивана Грозного и умерла от отравления.
Сам Степан Афанасьевич владел поместьем в 99 дворов. Кроме того, как это видно из надписи, служил стольником – а это пятое место в придворном разряде, важное для карьерного старта. Стольников часто назначали на воеводские и посольские должности.
В XVII в. у знатных людей было модно заказывать известным иконописцам иконы, а затем жертвовать их церквям и монастырям. То же самое сделал и С. А. Собакин: заказал икону у Милютина, но вот для кого она предна-значалась теперь уже, наверное, останется тайной. В 1685 г. наш стольник получил первое серьёзное назначение (которое было то ли милостью, то ли наказанием) - воеводой в далёкий Енисейск, где он правил до 1687 г. В 1690 г., уже при Петре I, по навету недоброжелателей возникло дело о «непочтительных разговорах» про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками, нашим Степаном и его братом Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей.
Опала была непродолжительна, поскольку проведение петровских реформ вызвало необходимость в знающих, толковых людях. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено. В 1697-99 гг. Степан Афанасьевич опять служил воеводой. Но уже поближе - в Симбирске. В боярских списках отмечается, что воевода Собакин погиб под Ругодивым (Нарвой) в 1700 г.
Строгановская школа
Художественная значимость иконы определяется прежде всего принадлежностью её к знаменитой «строгановской школе иконописи» - русской школы иконописи, сложившейся в конце XVI века. Она получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царской иконописной мастерской при Оружейной палате. Известнейшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова. К числу наиболее даровитых учеников Симона Ушакова принадлежал Михаил Милютин, сын священника Предтеченской церкви, что у Никитских ворот. Обратите внимание на знаменательное совпадение: отец автора иконы служил в (Иоанно)-Предтеченской церкви, и в фонды нашего музея икона также поступила из церкви с таким же названием – Иоанно-Предтеченской!
По другой версии отец Михаила был справщик, “человек священнического чина”, который с 1646 по 1654 г. в Троице-Сергиевом монастыре занимался составлением и переписыванием 12 книг - полного комплекта широко извест-ных Четий-миней (жития святых).
Милютин поступил в ученики С. Ушакова 14 апреля 1670 г. и сразу же показал себя с наилучшей стороны, т.к. у него уже был опыт работы «у государевых дел в кормовых иконописцах меньшей статьи».
Учитель писал, что «…ученик его Мишка иконное художество пишет святых лиц воображение лучше его прежняго ученика Василия и впредь он будет великому государю прочен; и ныне он годится в среднюю статью кормовых иконописцев».
Карьера быстро шла «вгору». Милютин писал многочисленные иконы для храмов и монастырей, реставрировал иконостасы. Работал и на царскую семью: выполнял заказы для хором царицы Натальи Кирилловны и царевен Софьи Алексеевны, Екатерины Алексеевны и Татьяны Михайловны, а также царевичей Фёдора и Иоанна Алексеевичей. Известны и портреты его кисти царя Алексея Михайловича и царевича Фёдора Алексеевича. Он же реставрировал иконы для хором «великих государей» Петра и Иоанна Алексеевичей.
В 1688 г. выполнил очень важную с политической точки зрения работу: обновил чтимый образ Казанской Богоматери, с помощью которой была освобождена Москва в 1612 году.
В 1690 г., при сокращении штата Оружейной палаты, Михаил Малютин был от должности жалованного иконописца “отставлен”. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сохранившиеся произведения иконописца бережно хранятся в храмах и музеях. Например, «Собор 12 апостолов», 1682 г. ныне находится в алтаре Успенского собора в Кремле. «Воскресение - Сошествие во ад», 1687 г - в Берлинском музее византийского искусства.
По принципу «живопродобия»
«Спас Нерукотворный» является изображением Иисуса Христа, созданным, как считалось ещё при его жизни. Существуют две версии данного чуда, но общее в них то, что Христос, вытерев влагу со своего лица чистым платом "соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем свои черты". В лике Христа, изображенном Милютиным явно прослеживатся влияние его учителя - С. Ушакова, создавшего всемирно известный образ «Спаса нерукотворного». Также, как и учитель, по принципу «живоподобия» он ищет как можно более точные и правдоподобные, живые черты Христа. Милютин, используя весь свой талант и накопленный опыт в выразительном крупном изображении лика смог продемонстрировать мастерство светотени, точность передачи анатомии лица, шелковистости волос и бороды, выражения глаз; в нимбе вокруг головы людям явлен горний (высший, небесный) мир. Белизна плата, на котором размещен лик является символом праведности, чистоты, преображения.
Икона «Нерукотворный образ Спаса» Михаила Милютина, как и работы других мастеров «строгановской» школы остались в русском иконописании образцом высокого профессионализма, артистизма и изощренности художественного языка.
Александр Чухраенко, сотрудник МКМ
Схожі новини: