Какой выбрать усилитель: ламповый или транзисторный?
3 листопада 2016 09:40
Этот вопрос обсуждается в среде музыкальных гурманов уже долгое время, скорее всего с тех самых пор, когда транзисторные усилители начали активно использоваться в музыкальной индустрии. Дело в том, что по сравнению с ламповым усилителем, транзисторный обладает несколькими преимуществами, а именно: малогабаритность, небольшой вес, более длительный срок службы и прочность. Кроме того, транзисторный усилитель потребляет меньше электроэнергии, что особенно важно для крупных лейблов, на студии которых запись и воспроизведение композиций может идти непрерывно в течение всего рабочего дня. Благодаря этому транзисторы смогли немного потеснить лампу на рынке музыкальной техники.
Самые первые транзисторные усилители обладали не только преимуществами, но и недостатками. Например, они очень быстро нагревались, поэтому к самим усилителям приходилось докупать еще и системы охлаждения.
Со временем музыкальная индустрия сделала большой шаг вперёд, что отразилось и на транзисторах. Так, например, транзисторные усилители стали компактнее, экономичнее и, наконец, перестали требовать дополнительных дорогостоящих систем охлаждения.
И вот, казалось бы, выбор усилителя очевиден – у транзистора есть все необходимые преимущества перед лампой, но нет, споры всё ещё идут полным ходом. Например, многие меломаны отмечают, что ламповый звук более мягкий и живой.
Кстати, именно из этих споров выражение "ламповость" перешло не только в музыкальную терминологию, но и используется далеко за её пределами и обозначает воспоминания о прошлом. В каком-то смысле, является синонимом ностальгии.
Однако давайте разберёмся с вопросом о качестве звучания, подробно остановившись на каждом из видов усилителей.
Ламповые усилители
Многие современные слушатели музыки, поверхностно знающие об усилителях, считают, что ламповая разновидность уже устарела и была нужна лишь во времена отсутствия транзисторов. Но давайте рассмотрим этот вопрос внимательнее и убедимся, что это мнение несправедливо.
Для начала вспомним, что ещё пятьдесят лет назад во всех студиях звукозаписи были только ламповые усилители. И их производители старались как можно больше усовершенствовать свою продукцию, такая была высокая конкуренция.
Тогда не было Мп3-плееров, плазменных панелей, DVD-дисков и мониторов нового поколения. Внимательный читатель заметит, что здесь говорится не только о звуковых девайсах, но и об видеоаппаратуре. Это действительно так, и дальше станет понятно почему.
В общем, с тех пор, как повсеместно появился проигрыватель видео, люди стали сосредотачивать своё внимание не только на звуке, но и на картинке, из-за чего нюансы качества звука стали уже менее заметны. Всё потому, что человеческий мозг по своей природе лучше фокусируется на одном органе восприятия, который обостряет свои функции, если нет других источников информации, как происходило со звуком до появления и распространения видеосистем. Как только появляется дополнительный источник информации, мозг начинает фокусировать своё внимание на нескольких каналах. Всё это привело к тому, что качество звука отошло на второй план, и производители перестали соревноваться друг с другом в том, кто создаст более качественную аппаратуру.
Что можно сказать, учитывая всё вышесказанное? Как минимум то, что после появления видеотехники гонка за звуком утихла, за счёт чего его качество снизилось и ламповый усилитель купить нужно было только аудиоофила. Почему же верх взяли транзисторы? Всё просто, она была намного более компактной, чем ламповая, но давала при этом всю необходимую мощность. Однако это никак не отменяет того, что ламповые усилители были сделаны "с душой" компаниями, которые хотели выдать слушателям наилучший звук.
Транзисторные усилители
В наши дни, анализируя всю ситуацию с усилителями звука, можно сказать, что транзисторный звук – это второсортная продукция. Уже перечислено много причин их использования, но заметьте, что нигде нет и намека на улучшение звучания, по сравнению с лампой. С появлением транзисторов мировые компании по производству музыкальной техники увидели шанс получить больше денег с ещё свободного рынка. С тех пор гонка шла уже не за лучшим качеством, а за большими деньгами.
Конечно, с тех пор, как появились транзисторные усилители, каждый может сидеть дома и слушать музыку, совершать утреннюю пробежку и слушать музыку, делать что угодно и при этом слушать музыку. Но в прошлом осталось настоящее качество звучания, которое с каждым годом всё больше теряется во времени.
Лишь спустя два десятилетия после появления первых транзисторных усилителей, ценители музыки заметили, что лампа всё-таки звучит душевнее и живее. Некоторые, особые любители качественного звука отказались от транзисторов и продвигают в массы качественный ламповый звук, называя свое движение Hi-End, что значит "высшее качество".
Преимущества лампового усилителя перед транзисторным
Чтобы объяснить, почему лампа лучше транзистора, необходимо прибегнуть к метафоре. Многие хоть раз в жизни слышали выражение "каменный звук". Оно означает, что звук слышится неживым, неправдивым и пластмассовым. Те, кто долгие годы уже слушают звук на транзисторах и даже не слышали, как звучит музыка на ламповых усилителях, удивятся, услышав не пластиковые, а живые ноты их любимых композиций.
Многие заметили, что прямого объяснения, чем лампа лучше транзистора, так и не было, только метафоры. Дело в том, что это один из тех случаев, когда объяснить нельзя, а нужно почувствовать. Просто стоит послушать один раз ламповый звук, и понять, что такое "живое звучание".
Конечно, если человек смотрит фильм, то транзисторные усилители вполне годятся. Но если он желает слушать самую качественную музыку, то стоит купить лампу.