«Диана» - «Карл Маркс»: миссия выполнима
Переглядів: 1150
17 грудня 2016 14:05
окончание. Начало здесь
Идея снять и доставить в Бердянск гребневой винт судна «Диана», с которым связана целая веха из жизни легендарного революционера Петра Петровича Шмидта, родилась в 2008 году во время разговора тогдашнего депутата горсовета Григория Патея и директора краеведческого музея Людмилы Ноздриной. Но тогда никто не мог предположить, насколько это окажется сложно и опасно. Предприятие затянулось на год…
Кропотливая работа
От местных жителей стало известно, что, кроме «Дианы», свое последнее пристанище на отмели Арабатской косы нашли еще два судна - «Сталин» и «Роза Люксембург».
Это затрудняло поиски. Над водой возвышались остатки паровой машины, а верхней части корабля уже не было. Чтобы не ошибиться, занялись кропотливой работой: сравнивали найденое с изображениями судов на фотографиях, сделанных первой группой энтузиастов. Только по элементам корабля, запечатленного на этих старых черно-белых снимках, удалось определить, что это именно «Диана»-«Карл Маркс»: на одном слабо виднелась нечеткая надпись «Карл Маркс».
Григорий Патей ездил в Киев в архив Министерства обороны, где идентифицировали этот корабль. Помогла информация, что в то время все винты, используемые на кораблях, были 3-лопастные, а у «Дианы» - 4-лопастный, а также сведения, что в ХХ столетии винты отливались, а у «Дианы», которая была изготовлена в конце ХIХ, он был кованый. Все совпадало. Это была настоящая удача!
«Свидание» с реликвией
Винт покоился на глубине более трех метров, намертво прикрепленный к кораблю. Задача - срезать и поднять. А ведь не игрушка - 8 тонн, 5 метров в диаметре и почти метр в высоту. Помогло знакомство с водолазами из Феодосии, которые владеют техникой сварки под водой.
Когда спустились на глубину и приступили к работе, поняли, что технически эта задача невыполнима: между винтом и кораблем была бронзовая втулка, а бронза в кислородной среде не режется. Действовали испытанным дедовским методом - резали вручную ножовкой по металлу, но через каждые пару минут работы нужно было менять полотно.
Решение пришло само собой - в Севастополе нашли алмазное ножовочное полотно с широким шагом. Этот изнурительный труд, испытывавший людей на прочность, забрал две недели.
В конце концов, освободившись от зажимавшего его кольца, винт сорвался с вала и сполз в песок, чтобы надежно там застрять. Своими силами поднять такую глыбу было нереально. За помощью обратились к начальнику порта Владимиру Пикинеру, в распоряжении которого есть плавкран.
Но плавкран - это только полдела. Винт нужно было приподнять - в этом помогли МЧСники из Феодосии, которые дали специальные шары. Пять таких шаров были спущены под воду и привязаны к винту. Затем в них нагнетался воздух: эта сила помогла винту освободиться от песка. Когда винт зашатался, стало ясно, что пора ему покинуть свои пенаты и сменить привычную морскую среду на сушу.
Прикосновение к истории
В субботу, 12 сентября 2009 года из порта вышли буксиры «Левант» и «Ласточка», а вместе с ними и плавкран. Погода обещала быть идеальной. Шли цепочкой: буксир «Ласточка» тянул на 150-метровом канате плавкран, а к плавкрану 30-метровым тросом был прикреплен катер участников экспедиции. Последним в караване шел буксир «Левант».
Злой рок преследовал энтузиастов: пройдя к вечеру половину расстояния, снова попали в шторм. Легкий катер бросало из стороны в сторону, перетерся и оборвался буксировочный трос. Конец веревки зашел под днище, не давая возможности завести мотор. Волны полутораметровой высоты с остервенением набрасывались на катерок, бросая его как щепку.
По команде капитана все надели спасательные жилеты, и началась нешуточная борьба со стихией. Сделанным на скорую руку железным крюком, лежа на носу катера, Григорий Патей пытался при свете фонарика в черной воде ночного моря зацепить веревку. Когда дело было сделано, и мотор начал работать, поняли, что пришвартоваться к платформе ночью, в шторм было невозможно - могли разбиться о 600-тонный плавкран. Поэтому было решено подойти к нему на 10 метров и следовать своим ходом. Это была одна из самых тяжелых вахт, когда никто из находящихся в катере глаз не сомкнул до самого рассвета.
К 9 часам утра подошли к «Диане», а Владимир Пикинер, тоже пожелавший участвовать в подъеме, приехал на машине и ждал на берегу. Волны после ночного шторма еще не улеглись и с бешеной силой наваливались на песок. Чтобы подойти туда на катере, и речи быть не могло. Аквалангист из Феодосии, пожелавший помочь нашей команде, готов был проплыть 500 метров в полном снаряжении под водой, чтобы катер смог взять его на борт. Но решили действовать своими силами. Владимир Пикинер понимал, что волны в полтора метра высотой могут оказаться опасными для плавучей платформы: не дай Бог что-то случится, не сносить ему головы за такую самодеятельность. Но вера и энтузиазм участников экспедиции убедили его в том, что все будет хорошо: люди бывалые, профессионалы, никто рисковать неоправданно не будет, все сложится и винт прибудет в Бердянск.
Плавкран подвели на место, где предполагался подъем, и водолаз практически на ощупь обвязывал винт тросами: в мутной воде в двух шагах ничего не видно.
Самый волнительный момент, когда начали подъем. Винт, сроднившийся с морским дном, никак не желал поддаваться, сопротивляясь людям и технике из последних сил. Платформа качалась, а стропы натянулись как струны, грозя в любое мгновение порваться. Еще мгновение - и винт, свободный от песка и корабля, медленно пошел наверх. Когда он показался над водой, ликование переполнило души всех, кто участвовал в экспедиции. Это была радость, как при рождении ребенка, когда он появляется на свет.
Этого 8-тонного «малыша» бережно приняли и уложили на приготовленную из старых шпал «постель». Когда был завязан последний узелок креплений, море внезапно утихло.
Удивительные события сопровождали экспедицию постоянно. При подъеме вал, на который был насажен винт, выпал, а в отверстии и на резьбе был абсолютно чистый, не тронутый ржавчиной металл. Невероятно, но, пробыв в воде более ста лет, он не подвергся коррозии, а спустя сутки на воздухе покрылся налетом ржавчины. На резьбе сохранилась смазка.
Иногда наши предки подбрасывают загадки, над которыми не один умник голову ломал. Что знали они, дремучие, чего не знаем мы, продвинутые? По прибытии в порт образцы этой смазки взяли специалисты в этой области. Возможно, время удивляться еще не прошло, и они скажут свое слово.
На вечной «стоянке»
Стоит отметить, что описываемые события моментально получили достаточно широкую огласку. Как только стало известно о том, что гребной винт с корабля Шмидта достали со дна, музейщики Одессы, Феодосии, Очакова сразу же изъявили желание получить ценнейший экспонат в свои фонды.
Однако директор краеведческого музея Людмила Ноздрина заверила, что пределы Бердянска винт не покинет. Она подчеркнула, что вполне логично, если бы винт был установлен во дворе музея им. Шмидта.
Винт, доставленный в Бердянск, занял почетное место у краеведческого музея. Примечательно, что после разлуки с кораблем он начал ржаветь. Специалисты из краеведческого музея как добрые, заботливые доктора рекомендовали поливать его пресной водой, чтобы вымыть морскую соль, которая за долгое время глубоко въелась в металл.
Когда страсти немного улеглись и разговоры поутихли, Григорий Патей откровенно сказал, что не хотел делать из своей затеи политики: они доказали, что в благородном деле не играет роли ни партийная направленность, ни национальная принадлежность - море стирает эти грани. Важно только то, кто ты есть на самом деле. Может, на этом примере политики из Киева смогли бы поучиться отбрасывать свои амбиции и, не торгуясь, объединиться в одну команду для спасения страны: если Украина наш общий дом, то и беды и радости у нас одни на всех.
Илья КУПЧЕНКО, по сайту bimp.com.ua.
Идея снять и доставить в Бердянск гребневой винт судна «Диана», с которым связана целая веха из жизни легендарного революционера Петра Петровича Шмидта, родилась в 2008 году во время разговора тогдашнего депутата горсовета Григория Патея и директора краеведческого музея Людмилы Ноздриной. Но тогда никто не мог предположить, насколько это окажется сложно и опасно. Предприятие затянулось на год…
Кропотливая работа
От местных жителей стало известно, что, кроме «Дианы», свое последнее пристанище на отмели Арабатской косы нашли еще два судна - «Сталин» и «Роза Люксембург».
Это затрудняло поиски. Над водой возвышались остатки паровой машины, а верхней части корабля уже не было. Чтобы не ошибиться, занялись кропотливой работой: сравнивали найденое с изображениями судов на фотографиях, сделанных первой группой энтузиастов. Только по элементам корабля, запечатленного на этих старых черно-белых снимках, удалось определить, что это именно «Диана»-«Карл Маркс»: на одном слабо виднелась нечеткая надпись «Карл Маркс».
Григорий Патей ездил в Киев в архив Министерства обороны, где идентифицировали этот корабль. Помогла информация, что в то время все винты, используемые на кораблях, были 3-лопастные, а у «Дианы» - 4-лопастный, а также сведения, что в ХХ столетии винты отливались, а у «Дианы», которая была изготовлена в конце ХIХ, он был кованый. Все совпадало. Это была настоящая удача!
«Свидание» с реликвией
Винт покоился на глубине более трех метров, намертво прикрепленный к кораблю. Задача - срезать и поднять. А ведь не игрушка - 8 тонн, 5 метров в диаметре и почти метр в высоту. Помогло знакомство с водолазами из Феодосии, которые владеют техникой сварки под водой.
Когда спустились на глубину и приступили к работе, поняли, что технически эта задача невыполнима: между винтом и кораблем была бронзовая втулка, а бронза в кислородной среде не режется. Действовали испытанным дедовским методом - резали вручную ножовкой по металлу, но через каждые пару минут работы нужно было менять полотно.
Решение пришло само собой - в Севастополе нашли алмазное ножовочное полотно с широким шагом. Этот изнурительный труд, испытывавший людей на прочность, забрал две недели.
В конце концов, освободившись от зажимавшего его кольца, винт сорвался с вала и сполз в песок, чтобы надежно там застрять. Своими силами поднять такую глыбу было нереально. За помощью обратились к начальнику порта Владимиру Пикинеру, в распоряжении которого есть плавкран.
Но плавкран - это только полдела. Винт нужно было приподнять - в этом помогли МЧСники из Феодосии, которые дали специальные шары. Пять таких шаров были спущены под воду и привязаны к винту. Затем в них нагнетался воздух: эта сила помогла винту освободиться от песка. Когда винт зашатался, стало ясно, что пора ему покинуть свои пенаты и сменить привычную морскую среду на сушу.
Прикосновение к истории
В субботу, 12 сентября 2009 года из порта вышли буксиры «Левант» и «Ласточка», а вместе с ними и плавкран. Погода обещала быть идеальной. Шли цепочкой: буксир «Ласточка» тянул на 150-метровом канате плавкран, а к плавкрану 30-метровым тросом был прикреплен катер участников экспедиции. Последним в караване шел буксир «Левант».
Злой рок преследовал энтузиастов: пройдя к вечеру половину расстояния, снова попали в шторм. Легкий катер бросало из стороны в сторону, перетерся и оборвался буксировочный трос. Конец веревки зашел под днище, не давая возможности завести мотор. Волны полутораметровой высоты с остервенением набрасывались на катерок, бросая его как щепку.
По команде капитана все надели спасательные жилеты, и началась нешуточная борьба со стихией. Сделанным на скорую руку железным крюком, лежа на носу катера, Григорий Патей пытался при свете фонарика в черной воде ночного моря зацепить веревку. Когда дело было сделано, и мотор начал работать, поняли, что пришвартоваться к платформе ночью, в шторм было невозможно - могли разбиться о 600-тонный плавкран. Поэтому было решено подойти к нему на 10 метров и следовать своим ходом. Это была одна из самых тяжелых вахт, когда никто из находящихся в катере глаз не сомкнул до самого рассвета.
К 9 часам утра подошли к «Диане», а Владимир Пикинер, тоже пожелавший участвовать в подъеме, приехал на машине и ждал на берегу. Волны после ночного шторма еще не улеглись и с бешеной силой наваливались на песок. Чтобы подойти туда на катере, и речи быть не могло. Аквалангист из Феодосии, пожелавший помочь нашей команде, готов был проплыть 500 метров в полном снаряжении под водой, чтобы катер смог взять его на борт. Но решили действовать своими силами. Владимир Пикинер понимал, что волны в полтора метра высотой могут оказаться опасными для плавучей платформы: не дай Бог что-то случится, не сносить ему головы за такую самодеятельность. Но вера и энтузиазм участников экспедиции убедили его в том, что все будет хорошо: люди бывалые, профессионалы, никто рисковать неоправданно не будет, все сложится и винт прибудет в Бердянск.
Плавкран подвели на место, где предполагался подъем, и водолаз практически на ощупь обвязывал винт тросами: в мутной воде в двух шагах ничего не видно.
Самый волнительный момент, когда начали подъем. Винт, сроднившийся с морским дном, никак не желал поддаваться, сопротивляясь людям и технике из последних сил. Платформа качалась, а стропы натянулись как струны, грозя в любое мгновение порваться. Еще мгновение - и винт, свободный от песка и корабля, медленно пошел наверх. Когда он показался над водой, ликование переполнило души всех, кто участвовал в экспедиции. Это была радость, как при рождении ребенка, когда он появляется на свет.
Этого 8-тонного «малыша» бережно приняли и уложили на приготовленную из старых шпал «постель». Когда был завязан последний узелок креплений, море внезапно утихло.
Удивительные события сопровождали экспедицию постоянно. При подъеме вал, на который был насажен винт, выпал, а в отверстии и на резьбе был абсолютно чистый, не тронутый ржавчиной металл. Невероятно, но, пробыв в воде более ста лет, он не подвергся коррозии, а спустя сутки на воздухе покрылся налетом ржавчины. На резьбе сохранилась смазка.
Иногда наши предки подбрасывают загадки, над которыми не один умник голову ломал. Что знали они, дремучие, чего не знаем мы, продвинутые? По прибытии в порт образцы этой смазки взяли специалисты в этой области. Возможно, время удивляться еще не прошло, и они скажут свое слово.
На вечной «стоянке»
Стоит отметить, что описываемые события моментально получили достаточно широкую огласку. Как только стало известно о том, что гребной винт с корабля Шмидта достали со дна, музейщики Одессы, Феодосии, Очакова сразу же изъявили желание получить ценнейший экспонат в свои фонды.
Однако директор краеведческого музея Людмила Ноздрина заверила, что пределы Бердянска винт не покинет. Она подчеркнула, что вполне логично, если бы винт был установлен во дворе музея им. Шмидта.
Винт, доставленный в Бердянск, занял почетное место у краеведческого музея. Примечательно, что после разлуки с кораблем он начал ржаветь. Специалисты из краеведческого музея как добрые, заботливые доктора рекомендовали поливать его пресной водой, чтобы вымыть морскую соль, которая за долгое время глубоко въелась в металл.
Когда страсти немного улеглись и разговоры поутихли, Григорий Патей откровенно сказал, что не хотел делать из своей затеи политики: они доказали, что в благородном деле не играет роли ни партийная направленность, ни национальная принадлежность - море стирает эти грани. Важно только то, кто ты есть на самом деле. Может, на этом примере политики из Киева смогли бы поучиться отбрасывать свои амбиции и, не торгуясь, объединиться в одну команду для спасения страны: если Украина наш общий дом, то и беды и радости у нас одни на всех.
Илья КУПЧЕНКО, по сайту bimp.com.ua.
Схожі новини: