Церковный праздник трех святых: о чем молиться в этот день
Переглядів: 1850
12 лютого 2017 07:03
Церковный праздник трех святых: о чем молиться в этот день
В это воскресенье, 12 февраля, Святая Церковь воспоминает трех великих угодников Божиих: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
При императоре Алексее Комнине (время правления с 1018 по1118 годы) в народе появились ианиты, василиане, григориане, которые в спорах не могли определиться, кто выше по достоинству, чести и славе перед Богом среди святителей - Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст.
Сторонники Василия Великого отмечали в нем строгость и требовательность к себе и окружающим, борьбу с ересями. Его считали организатором монашеской жизни. А также он был вознесен на ангельскую высоту, поскольку весьма доступно и понятно объяснял тайны природы.
Василий Великий: изречения
Берегитесь измерять пост простыми воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить.
Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни и как наказание за грех, и здесь нужно терпение и покаяние.
Душа не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям.
Если душа как должно управляет стремлениями тела, то и тело спасено, и душа пребывает вне опасностей.
Живущему добродетельно невозможно быть всеми почитаемым.
Сторонники Иоанна Златоустого возражали, что Иоанн также непримиримо боролся с пороками, призывал грешников к покаянию, но равным ему в красноречии не было. В своих проповедях ему лучше, чем кому-либо удавалось толковать Слово Божие и показывать его применение в жизни.
Иоанн Златоуст: цитаты
Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
Послушай Бога в заповедях, чтобы Он послушал тебя в молитвах.
Разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.
Сторонники Григория Богослова отмечали, что святитель лучше всех освоил мудрость греческого мира, отмечали величие и чистоту языка и никто, в их понимании, не смог изложить учение о Святой Троице, как это сделал Святитель Григорий.
Григорий Богослов: слова
Все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и не прочно.
Для ходящего по высоко натянутому канату не безопасно уклоняться в стороны, и малое, по-видимому, уклонение влечет за собою большее, безопасность же его зависит от равновесия.
Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других.
Простота неосторожна; человеколюбие не без слабостей; и кто далек от зла, тот всего менее подозревает зло.
Говорить о Боге — великое дело; но гораздо большее — очищать себя для Бога (…). Учить — дело великое, но учиться — дело безопасное.
Мужья были законодателями; поэтому и закон обращен против жен.
Этим спорам не было видно конца, поскольку чем дальше, тем больше людей принимали ту или иную сторону и пререкания продолжались. Тогда три Святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали в один голос: "Скажи нашей пастве, что мы у Бога все одинаковы, у нас нет соперничества. Каждый из нас обладая той или иной благодатью Святого Духа творил необходимое для спасения людей. У нас нет первого, второго, третьего. Призывая в молитве имя одного святителя, двое других также присутствуют. Повели ссорящимся не создавать расколов в церкви, а способствовать единству и согласию. Составь один праздник нам троим, мы у Бога в одинаковой чести, составь для него, а для нас службу, где будут песнопения каждому из нас, передай пастве, чтобы праздновали каждый год. Если будут почитать нас таким образом, мы будем молить Господа в общей молитве о спасении".
После этих слов святители поднялись на небо озаренные светом. А святой Иоанн Мавропод собрал народ и сообщил о своем видении. Все спорившие партии примирились, поскольку митрополита все очень уважали за его добродетели.
Тридцатый день января (по старому стилю), по новому – 12 февраля, скорее всего тоже не случайная дата, поскольку митрополит, словно завершая месяц, в который происходили три дня памяти этих святых, – объединил их в один в конце месяца.
"С этого времени Святая Церковь молитвенно почитает этих трех святителей, которые потрудились много для церкви, сами стали примером для подражания, оставили своим потомкам святое наследие, невзирая на опасности и преследования. Этим праздником мы почитаем совокупность знаний, просвещения, которое мы получаем через слово. Литургия Василия Великого, которая служится 10 раз в год, Иоанна Златоустого, которая служится каждый день, и Григория Святителя преждеосвященных даров, которая служится в пост. Поэтому величая трех святителей, мы отдаем славу тому, кто возлюбил Бога, и пускай они молятся о грешных и недостойных рабах своих", - поведал митрополит Павел.
Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.
О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
При императоре Алексее Комнине (время правления с 1018 по1118 годы) в народе появились ианиты, василиане, григориане, которые в спорах не могли определиться, кто выше по достоинству, чести и славе перед Богом среди святителей - Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст.
Сторонники Василия Великого отмечали в нем строгость и требовательность к себе и окружающим, борьбу с ересями. Его считали организатором монашеской жизни. А также он был вознесен на ангельскую высоту, поскольку весьма доступно и понятно объяснял тайны природы.
Василий Великий: изречения
Берегитесь измерять пост простыми воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить.
Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни и как наказание за грех, и здесь нужно терпение и покаяние.
Душа не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям.
Если душа как должно управляет стремлениями тела, то и тело спасено, и душа пребывает вне опасностей.
Живущему добродетельно невозможно быть всеми почитаемым.
Сторонники Иоанна Златоустого возражали, что Иоанн также непримиримо боролся с пороками, призывал грешников к покаянию, но равным ему в красноречии не было. В своих проповедях ему лучше, чем кому-либо удавалось толковать Слово Божие и показывать его применение в жизни.
Иоанн Златоуст: цитаты
Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
Послушай Бога в заповедях, чтобы Он послушал тебя в молитвах.
Разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.
Сторонники Григория Богослова отмечали, что святитель лучше всех освоил мудрость греческого мира, отмечали величие и чистоту языка и никто, в их понимании, не смог изложить учение о Святой Троице, как это сделал Святитель Григорий.
Григорий Богослов: слова
Все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и не прочно.
Для ходящего по высоко натянутому канату не безопасно уклоняться в стороны, и малое, по-видимому, уклонение влечет за собою большее, безопасность же его зависит от равновесия.
Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других.
Простота неосторожна; человеколюбие не без слабостей; и кто далек от зла, тот всего менее подозревает зло.
Говорить о Боге — великое дело; но гораздо большее — очищать себя для Бога (…). Учить — дело великое, но учиться — дело безопасное.
Мужья были законодателями; поэтому и закон обращен против жен.
Этим спорам не было видно конца, поскольку чем дальше, тем больше людей принимали ту или иную сторону и пререкания продолжались. Тогда три Святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали в один голос: "Скажи нашей пастве, что мы у Бога все одинаковы, у нас нет соперничества. Каждый из нас обладая той или иной благодатью Святого Духа творил необходимое для спасения людей. У нас нет первого, второго, третьего. Призывая в молитве имя одного святителя, двое других также присутствуют. Повели ссорящимся не создавать расколов в церкви, а способствовать единству и согласию. Составь один праздник нам троим, мы у Бога в одинаковой чести, составь для него, а для нас службу, где будут песнопения каждому из нас, передай пастве, чтобы праздновали каждый год. Если будут почитать нас таким образом, мы будем молить Господа в общей молитве о спасении".
После этих слов святители поднялись на небо озаренные светом. А святой Иоанн Мавропод собрал народ и сообщил о своем видении. Все спорившие партии примирились, поскольку митрополита все очень уважали за его добродетели.
Тридцатый день января (по старому стилю), по новому – 12 февраля, скорее всего тоже не случайная дата, поскольку митрополит, словно завершая месяц, в который происходили три дня памяти этих святых, – объединил их в один в конце месяца.
"С этого времени Святая Церковь молитвенно почитает этих трех святителей, которые потрудились много для церкви, сами стали примером для подражания, оставили своим потомкам святое наследие, невзирая на опасности и преследования. Этим праздником мы почитаем совокупность знаний, просвещения, которое мы получаем через слово. Литургия Василия Великого, которая служится 10 раз в год, Иоанна Златоустого, которая служится каждый день, и Григория Святителя преждеосвященных даров, которая служится в пост. Поэтому величая трех святителей, мы отдаем славу тому, кто возлюбил Бога, и пускай они молятся о грешных и недостойных рабах своих", - поведал митрополит Павел.
Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.
Схожі новини: