Дед, которым легко гордиться
Переглядів: 1801
21 травня 2017 10:31
майор Хлюпин В.А. в центре (зона ЧАЭС)
… За окном лил дождь. Стояла обычная, для Мелитополя, январская погода. Мы с собеседником рассматривали фотографии, документы и вели неторопливую беседу. Моим собеседником был полковник МВД в отставке Хлюпин Виктор Алексеевич. Человек небольшого роста, но, несмотря на возраст, сохранивший выправку служивого человека.
На новом месте
Виктор Алексеевич родился 24 января 1939 года недалеко от Мелитополя, в селе с поэтическим названием «Ромашки». Но Ромашками село стало называться в начале 1960-х годов, а сразу после 1945-го называлось «Переможное». До войны это была немецкая колония Дармштадт, а в 1930-е годы там был организован колхоз. Вот в это село и переехали в 1937 году из Орловской области Алексей Андреевич и Аксиния Степановна Хлюпины, а с ними трое ребятишек – семилетняя Мария, пятилетний Николай и двухлетний Ваня.
Родители работали в колхозе, Алексей Андреевич – мотористом на поливочной установке, а Аксиния Степановна на общих работах и дома по хозяйству. Через два года появился Витя, а в июне 1941-го года – самый младший, Володя. Перестроили старый дом, наладилось с работой, старшие уже пошли в школу. Только бы жить да жить.
Но грянула страшная, безжалостная война.
Подвиг матери
Вскоре был призван на службу Алексей Андреевич, попал он в самое пекло отступления, погиб, не провоевав и месяца. В суматохе тех дней похоронку семья так и не получила. Как погиб Алексей Андреевич, рассказал после войны его земляк, с которым они вместе призывались.
В конце лета 1941-го года фронт подошел к Дармштадту. Шли оборонительные бои, потом кратковременное наступление 9-й армии, затем отступление на восток. Все это время Дармштадт находился в круговороте этих событий. А когда немецкие войска заняли Дармштадт, то устроили там разведывательную школу, режим дня местных жителей установили предельно жесткий. Мне трудно понять, как можно было в таких условиях выжить и сохранить всех своих детей, тем более, что самому младшему к началу оккупации было пять месяцев, а Виктору шел четвертый годик. Это ли не житейский подвиг Аксинии Степановны! А послевоенная разруха, а голодный 1947-й год…
На иранской границе
Проучившись семь классов, Виктор решил ехать в город, поступать в ремесленное училище, чтобы приобрести серьезную профессию. В 1955-м году поступил в РУ-6 и, окончив его через год, стал трактористом-машинистом широкого профиля, слесарем третьего разряда. Стал работать по специальности, занимался спортом, был заместителем секретаря комсомольской организации. Работал хорошо, о чем свидетельствует «Похвальная грамота» за отличную производственную и общественную работу, которую ему вручили 11 ноября 1957 года. А вскоре подошел и призывной возраст. 9 сентября 1958 года попрощался Виктор с родными и ушел на службу.
Забросила его судьба солдатская далеко, за Каспий, на иранскую границу. Там, в горах Копет-Дага, на погранзаставе и прошла его служба. Первая его воинская специальность была «кавалерист» - по горным тропам на машине не поездишь! Затем стал вожатым, а с апреля 1960-го года инструктором служебно-розыскных собак. К декабрю 1961-го года уже имел первый класс по своей воинской специальности.
За время службы бывало всякое. И вооруженного бандита задерживал, который из-за убийства хотел спрятаться на советской территории, и караван с контрабандой. Были и другие эпизоды. За образцовое несение службы по охране госграницы СССР командир части полковник Николенко представил ефрейтора Хлюпина 7 сентября 1960 г. к награждению нагрудным знаком «Отличный пограничник».
Хлюпин_В.А._на_границе_1959г.
Таежная закалка
С честью окончив службу 14-го января 1962-го года, Виктор поехал домой, по дороге заехал к родственникам в Пермь, да так там и остался - пригласили работать в милицию. Только и успел на недельку съездить домой – повидаться с родными. 15 февраля 1962 года, согласно приказу № 58 по УООП пермского облисполкома был принят на службу в качестве инструктора служебных собак. Должность эта была офицерская, поэтому сразу же было присвоено звание младшего лейтенанта.
Запомнилось Виктору первое дело, когда он был еще стажером и не имел оружия. На одном из православных праздников, в отдаленном районе Пермской области «принявший лишку» лесник, выгнал из дома семью, оставив только малолетнюю дочь и начал палить в односельчан, подходивших к дому, из ружья. Обезвредить дебошира отправили Виктора. Оружия у него не было – только собака. Ночь, темно, куда идти, где дом? Вызвался помочь один местный парень. Вдвоем подошли к дому. На требование «Открыть дверь!», прозвучал выстрел:
- Положу каждого, кто сунется!
Вся надежда была на собаку. Сильным рывком Виктор сорвал дверь с крючка, команда:
- Фас!
Доли секунды и дебошир, сбитый с ног, уже лежал на полу. Ну, а обезоружить и связать его помогла пограничная подготовка. Прослужив в Перми три с половиной года, и имея первое место по раскрываемости преступлений, Виктор Алексеевич возвратился в Мелитополь.
От лейтенанта до майора
Хотел идти на службу в Госавтоинспекцию, но тогдашний начальник горотдела полковник милиции Клейменов П.П. предложил ему поработать с собакой в уголовном розыске, подкрепив свое предложение обещанием дать квартиру в течении года. Так, с 20 октября 1965-го года Виктор Алексеевич стал работать в Мелитопольском горотделе милиции, а так же еще и в шести районах Запорожской области. А вопрос о квартире был очень насущным, так как Виктор Алексеевич приехал из Перми не один. 8 мая 1965 года он женился почти что на тезке – Виктории, и уже намечалось увеличение семейства! Виктор Алексеевич рассказывал о первом своем деле в Мелитополе, которое ему было поручено распутать:
- А авиагородке четверо солдат – стройбатовцев изнасиловали повариху в столовой. Я приехал со служебной собакой по кличке «Вирт» - по моему требованию командование выстроило на плацу всех стройбатовцев. Собака сразу взяла след и выбрала из строя всех четверых солдат, совершивших преступление. Очень опытный был пес!
В 1969 году Виктор Алексеевич перевелся в систему ГАИ и дальше продолжал служить уже в подразделениях, отвечающих за безопасность движения на автодорогах. Параллельно со службой продолжал учебу. Сначала закончил десятилетку в вечерней школе, затем заочно учился в Саратове, в специальной школе милиции, следующим этапом было шестилетнее заочное обучение уже дома в МИМСХе, диплом получил в 1980-м году.
В мае 1966-го года родилась дочь Лена, в апреле 1970-го года – сын Алексей. Жена Виктория Яковлевна 34 года отработала на хлебокомбинате, ее труд был отмечен медалями «За добросовестный труд», «Ветеран труда» и грамотами.
Виктор Алексеевич прошел все ступени присвоения воинских званий – от младшего лейтенанта в 1962-м году до полковника милиции в мае 2011-го года.
«Колючка» в девять рядов
1 марта 1988 года получил очередное звание - майор милиции, а ровно через месяц, 1 апреля Виктора Алексеевича направили в командировку в зону Чернобыльской АЭС. Назначили начальником штаба оперативной группы УВД Киевского облисполкома. Круг обязанностей был очень широк: контроль за несением службы всех подразделений милиции, входящих в оперативную группу, учет и отчетность, проверка всех КПП, охранной системы 10-ти и 30-ти километровых зон! Пресечение случаев мародерства и даже оказание помощи людям, в основном преклонного возраста, которые остались жить в своих деревнях. Я приведу несколько цифр, чтобы понять масштабность этой работы. Во всей 30-ти километровой зоне находилось до ста населенных пунктов, в том числе два города – Припять и Чернобыль. Во время несения службы Виктора Алексеевича в десятикилометровой зоне людей не было, за исключением сотни человек, которые работали с СП «Комплекс» вахтовым методом по 15 дней. Чтобы исключить мародерства, г. Припять был огражден по периметру 8,5-км системой «Скала» - как на госгранице. Такой же системой с охранной сигнализацией было выполнено ограждение всей десятикилометровой зоны протяжённостью 193 км. Вся 30-тикилометровая зона вокруг ЧАЭС, по периметру около 400 км, ограждена проволочным заграждением колючей проволоки в девять рядов без охранной сигнализации. В каждом селе круглосуточно несли службу наряд милиции.
В 39 селах в то время проживало 1093 человека, которые категорически отказывались от эвакуации. Во всей зоне было 158 тысяч гектаров лесных массивов. Вот такое «хозяйство» было под контролем у начальника штаба опергруппы В. Хлюпина. Работа осложнялась еще и тем, что в 30-тикилометровой зоне было расположено 57 различных организаций, которые обслуживало 14,5 тысяч человек, жили они вне зоны, постоянно перемещались через КПП и по территории, а сотрудников милиции было только 870 человек. Попробуй уследи за всем! Регулярные облеты совершались на вертолетах.
Нельзя и забывать о том, что на значительной территории еще оставался высокий уровень радиации. Находился Виктор Алексеевич в «зоне» с 1 апреля по 2 июля 1988 года. Все поставленные задачи выполнил достойно, находясь еще там был награжден памятным знаком «За активное участие в работе по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», а 20 января 1989 года был награжден нагрудным знаком «За отличную службу в МВД».
В трудовой книжке Виктора Алексеевича записано свыше тридцати поощрений, в том числе медали: «Ветеран труда», «50 лет Советской милиции», «За безупречную службу» 1-й, 2-й, 3-й степеней, «Захиснику Вітчизни», «За мужність», Памятными орденами «Ветеран погранвойск», «Офицерская доблесть». У него много памятных знаков, медалей и других наград, связанных с участием в работе по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в том числе орден «За заслуги» и «За подвиг во ім’я людства».
20 ноября 1989 года, имея 31 год выслуги в МВД, Виктор Алексеевич ушел на пенсию с должности «Старший инспектор группы кадров Мелитопольского ГОВД». В 2006 году ему было присвоено звание «подполковник милиции», а в мае 2011 года – «полковник милиции». Виктор Алексеевич ликвидатор аварии на ЧАЭС первой категории, инвалид войны 2-й группы, член городского совета «Чернобыль». А еще он - богатый дедушка: у него пять внуков и три правнука. Я уверен, что у них есть все основания гордиться своим дедом!
Борис Мукосеев. Фото предоставлены автором
На новом месте
Виктор Алексеевич родился 24 января 1939 года недалеко от Мелитополя, в селе с поэтическим названием «Ромашки». Но Ромашками село стало называться в начале 1960-х годов, а сразу после 1945-го называлось «Переможное». До войны это была немецкая колония Дармштадт, а в 1930-е годы там был организован колхоз. Вот в это село и переехали в 1937 году из Орловской области Алексей Андреевич и Аксиния Степановна Хлюпины, а с ними трое ребятишек – семилетняя Мария, пятилетний Николай и двухлетний Ваня.
Родители работали в колхозе, Алексей Андреевич – мотористом на поливочной установке, а Аксиния Степановна на общих работах и дома по хозяйству. Через два года появился Витя, а в июне 1941-го года – самый младший, Володя. Перестроили старый дом, наладилось с работой, старшие уже пошли в школу. Только бы жить да жить.
Но грянула страшная, безжалостная война.
Подвиг матери
Вскоре был призван на службу Алексей Андреевич, попал он в самое пекло отступления, погиб, не провоевав и месяца. В суматохе тех дней похоронку семья так и не получила. Как погиб Алексей Андреевич, рассказал после войны его земляк, с которым они вместе призывались.
В конце лета 1941-го года фронт подошел к Дармштадту. Шли оборонительные бои, потом кратковременное наступление 9-й армии, затем отступление на восток. Все это время Дармштадт находился в круговороте этих событий. А когда немецкие войска заняли Дармштадт, то устроили там разведывательную школу, режим дня местных жителей установили предельно жесткий. Мне трудно понять, как можно было в таких условиях выжить и сохранить всех своих детей, тем более, что самому младшему к началу оккупации было пять месяцев, а Виктору шел четвертый годик. Это ли не житейский подвиг Аксинии Степановны! А послевоенная разруха, а голодный 1947-й год…
На иранской границе
Проучившись семь классов, Виктор решил ехать в город, поступать в ремесленное училище, чтобы приобрести серьезную профессию. В 1955-м году поступил в РУ-6 и, окончив его через год, стал трактористом-машинистом широкого профиля, слесарем третьего разряда. Стал работать по специальности, занимался спортом, был заместителем секретаря комсомольской организации. Работал хорошо, о чем свидетельствует «Похвальная грамота» за отличную производственную и общественную работу, которую ему вручили 11 ноября 1957 года. А вскоре подошел и призывной возраст. 9 сентября 1958 года попрощался Виктор с родными и ушел на службу.
Забросила его судьба солдатская далеко, за Каспий, на иранскую границу. Там, в горах Копет-Дага, на погранзаставе и прошла его служба. Первая его воинская специальность была «кавалерист» - по горным тропам на машине не поездишь! Затем стал вожатым, а с апреля 1960-го года инструктором служебно-розыскных собак. К декабрю 1961-го года уже имел первый класс по своей воинской специальности.
За время службы бывало всякое. И вооруженного бандита задерживал, который из-за убийства хотел спрятаться на советской территории, и караван с контрабандой. Были и другие эпизоды. За образцовое несение службы по охране госграницы СССР командир части полковник Николенко представил ефрейтора Хлюпина 7 сентября 1960 г. к награждению нагрудным знаком «Отличный пограничник».
Хлюпин_В.А._на_границе_1959г.
Таежная закалка
С честью окончив службу 14-го января 1962-го года, Виктор поехал домой, по дороге заехал к родственникам в Пермь, да так там и остался - пригласили работать в милицию. Только и успел на недельку съездить домой – повидаться с родными. 15 февраля 1962 года, согласно приказу № 58 по УООП пермского облисполкома был принят на службу в качестве инструктора служебных собак. Должность эта была офицерская, поэтому сразу же было присвоено звание младшего лейтенанта.
Запомнилось Виктору первое дело, когда он был еще стажером и не имел оружия. На одном из православных праздников, в отдаленном районе Пермской области «принявший лишку» лесник, выгнал из дома семью, оставив только малолетнюю дочь и начал палить в односельчан, подходивших к дому, из ружья. Обезвредить дебошира отправили Виктора. Оружия у него не было – только собака. Ночь, темно, куда идти, где дом? Вызвался помочь один местный парень. Вдвоем подошли к дому. На требование «Открыть дверь!», прозвучал выстрел:
- Положу каждого, кто сунется!
Вся надежда была на собаку. Сильным рывком Виктор сорвал дверь с крючка, команда:
- Фас!
Доли секунды и дебошир, сбитый с ног, уже лежал на полу. Ну, а обезоружить и связать его помогла пограничная подготовка. Прослужив в Перми три с половиной года, и имея первое место по раскрываемости преступлений, Виктор Алексеевич возвратился в Мелитополь.
От лейтенанта до майора
Хотел идти на службу в Госавтоинспекцию, но тогдашний начальник горотдела полковник милиции Клейменов П.П. предложил ему поработать с собакой в уголовном розыске, подкрепив свое предложение обещанием дать квартиру в течении года. Так, с 20 октября 1965-го года Виктор Алексеевич стал работать в Мелитопольском горотделе милиции, а так же еще и в шести районах Запорожской области. А вопрос о квартире был очень насущным, так как Виктор Алексеевич приехал из Перми не один. 8 мая 1965 года он женился почти что на тезке – Виктории, и уже намечалось увеличение семейства! Виктор Алексеевич рассказывал о первом своем деле в Мелитополе, которое ему было поручено распутать:
- А авиагородке четверо солдат – стройбатовцев изнасиловали повариху в столовой. Я приехал со служебной собакой по кличке «Вирт» - по моему требованию командование выстроило на плацу всех стройбатовцев. Собака сразу взяла след и выбрала из строя всех четверых солдат, совершивших преступление. Очень опытный был пес!
В 1969 году Виктор Алексеевич перевелся в систему ГАИ и дальше продолжал служить уже в подразделениях, отвечающих за безопасность движения на автодорогах. Параллельно со службой продолжал учебу. Сначала закончил десятилетку в вечерней школе, затем заочно учился в Саратове, в специальной школе милиции, следующим этапом было шестилетнее заочное обучение уже дома в МИМСХе, диплом получил в 1980-м году.
В мае 1966-го года родилась дочь Лена, в апреле 1970-го года – сын Алексей. Жена Виктория Яковлевна 34 года отработала на хлебокомбинате, ее труд был отмечен медалями «За добросовестный труд», «Ветеран труда» и грамотами.
Виктор Алексеевич прошел все ступени присвоения воинских званий – от младшего лейтенанта в 1962-м году до полковника милиции в мае 2011-го года.
«Колючка» в девять рядов
1 марта 1988 года получил очередное звание - майор милиции, а ровно через месяц, 1 апреля Виктора Алексеевича направили в командировку в зону Чернобыльской АЭС. Назначили начальником штаба оперативной группы УВД Киевского облисполкома. Круг обязанностей был очень широк: контроль за несением службы всех подразделений милиции, входящих в оперативную группу, учет и отчетность, проверка всех КПП, охранной системы 10-ти и 30-ти километровых зон! Пресечение случаев мародерства и даже оказание помощи людям, в основном преклонного возраста, которые остались жить в своих деревнях. Я приведу несколько цифр, чтобы понять масштабность этой работы. Во всей 30-ти километровой зоне находилось до ста населенных пунктов, в том числе два города – Припять и Чернобыль. Во время несения службы Виктора Алексеевича в десятикилометровой зоне людей не было, за исключением сотни человек, которые работали с СП «Комплекс» вахтовым методом по 15 дней. Чтобы исключить мародерства, г. Припять был огражден по периметру 8,5-км системой «Скала» - как на госгранице. Такой же системой с охранной сигнализацией было выполнено ограждение всей десятикилометровой зоны протяжённостью 193 км. Вся 30-тикилометровая зона вокруг ЧАЭС, по периметру около 400 км, ограждена проволочным заграждением колючей проволоки в девять рядов без охранной сигнализации. В каждом селе круглосуточно несли службу наряд милиции.
В 39 селах в то время проживало 1093 человека, которые категорически отказывались от эвакуации. Во всей зоне было 158 тысяч гектаров лесных массивов. Вот такое «хозяйство» было под контролем у начальника штаба опергруппы В. Хлюпина. Работа осложнялась еще и тем, что в 30-тикилометровой зоне было расположено 57 различных организаций, которые обслуживало 14,5 тысяч человек, жили они вне зоны, постоянно перемещались через КПП и по территории, а сотрудников милиции было только 870 человек. Попробуй уследи за всем! Регулярные облеты совершались на вертолетах.
Нельзя и забывать о том, что на значительной территории еще оставался высокий уровень радиации. Находился Виктор Алексеевич в «зоне» с 1 апреля по 2 июля 1988 года. Все поставленные задачи выполнил достойно, находясь еще там был награжден памятным знаком «За активное участие в работе по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», а 20 января 1989 года был награжден нагрудным знаком «За отличную службу в МВД».
В трудовой книжке Виктора Алексеевича записано свыше тридцати поощрений, в том числе медали: «Ветеран труда», «50 лет Советской милиции», «За безупречную службу» 1-й, 2-й, 3-й степеней, «Захиснику Вітчизни», «За мужність», Памятными орденами «Ветеран погранвойск», «Офицерская доблесть». У него много памятных знаков, медалей и других наград, связанных с участием в работе по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в том числе орден «За заслуги» и «За подвиг во ім’я людства».
20 ноября 1989 года, имея 31 год выслуги в МВД, Виктор Алексеевич ушел на пенсию с должности «Старший инспектор группы кадров Мелитопольского ГОВД». В 2006 году ему было присвоено звание «подполковник милиции», а в мае 2011 года – «полковник милиции». Виктор Алексеевич ликвидатор аварии на ЧАЭС первой категории, инвалид войны 2-й группы, член городского совета «Чернобыль». А еще он - богатый дедушка: у него пять внуков и три правнука. Я уверен, что у них есть все основания гордиться своим дедом!
Борис Мукосеев. Фото предоставлены автором
Схожі новини: