«Запорожец»: спорткар и другие
Переглядів: 4164
5 серпня 2017 21:01
Мало кто знает, что в 60-х «горбатый» «ЗАЗ-965» на полном серьезе планировали превратить в спорткар по типу Porsche 911, пишет авто журнал. Специалисты знаменитого института НАМИ и Московского института автомобильных кузовов создали элегантное купе МКЗ-НАМИ «Спорт-900». И на достигнутом не остановились. Вот как это было…
Смелое решение
В 1962 г. группа сотрудников НАМИ в составе художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина задумала спроектировать и построить небольшой спортивный автомобиль. Они были талантливыми и целеустремленными людьми, которых не испугали многочисленные гарантированные при такой задумке препятствия.
Будущей машине присвоили обозначение «Спорт-900». Она представляла собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью 2+2 (два взрослых и два детских места).
Рождение «Спорт-900»
Первый экземпляр купе «Запорожец» собрали в 1963 г. На шасси «ЗАЗ-965А» был установлен обтекаемый стеклопластиковый кузов длиной 3725 мм и высотой всего 1170 мм. В дизайне просматриваются черты заднемоторных купе Renault Caravelle и Volkswagen Karmann-Ghia.
Оригинальная для того времени стеклопластиковая обшивка была выполнена методом контактного формования из армированной стеклорогожи и полиэфирной смолы. Из-за рациональной конструкции кузова и использования стеклопластика автомобиль получился очень легким. Использование стеклопластиковых кузовных панелей позволило уменьшить вес авто до 500 кг. Так что даже со стандартным 900-кубовым 27-сильным мотором и четырехступенчатой МКПП оно было быстрее «Запорожца» и развивало скорость свыше 100 км в час.
Активную помощь в постройке машины оказал директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов. Его вклад в работу был так высок, что у автомобиля появилось еще одно обозначение - «КД». Благодаря его поддержке было построено шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров.
Большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности. Салон авто был окружен мощными стальными дугами, предохранявшими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации. В то время это было революционным решением.
Двигатель и коробка передач были полностью позаимствованы у «ЗАЗ-965». Двигатель имел заднее расположение и, несмотря на относительно малую мощность (всего 27 л. с.), благодаря легкому кузову развивал большую скорость и имел заметно лучшую приемистость. За счет более низкого расположения центра тяжести улучшены устойчивость и управляемость.
Интерьер автомашины был оформлен в ярком спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединенную с панелью приборов.
На вечном хранении
Но время не бережет творения человеческих рук. Хотя кузов автомашины был стеклопластиковым и неподвластным коррозии, химические компоненты, составлявшие основу кузовных панелей, с годами стали неуклонно разрушаться.
Сегодня три из шести «Спорт-900» собраны в коллекции музея «Авторевю», но экземпляры не отреставрированы и на постоянной основе публично не экспонируются. Их, правда, показали на тематической выставке в сентябре 2011 года. Еще один экземпляр машины находится в Московской области.
Вездеход или грузовик?
Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и «ЗАЗовские» вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.
Уже во время подготовки к производству автомобиля «ЗАЗ-965» возникла мысль о разработке на его базе легкого грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.
Грузовик на базе «Запорожца»? Да! Стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины - лишь в небольших количествах были фургончики «москвичи». Кроме того, конструкторы всего мира продолжали бредить немецким «Фольксвагеном Т1».
Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали опыт немцев.
Победное же шествие «Жука» продолжили грузовички и микроавтобусы на его базе - «Транспортер-Т1». Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.
«Точило»
Семейство «ЗАЗ-970» включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось.
Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал «ЗАЗ-965». «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.
Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский - талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.
Предельно функциональный дизайн «ЗАЗ-970» разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля под руководством Юрия Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Мурашов.
Двигатель и коробка передач на «ЗАЗ-970» стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.
И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке («ЛуАЗ»)...
А теперь - автобус!
В 1962 г. был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) «ЗАЗ-970В». Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским. При сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений - 350 кг груза.
Как и у фургона «ЗАЗ-970Б», двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга. Между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту.
Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.
На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль «ЗАЗ-970В», рассчитанный на 6-7 человек, и «ЗАЗ-970Г» бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин «ЗАЗ-971»...
Полное забвение
С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и минивэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жука» и «Нисы», работы по мини-грузовичкам в стране практически прекратились. И о «970-м» постепенно забыли.
Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе ЗАЗа. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной...
по материалам сети Интернет.
Смелое решение
В 1962 г. группа сотрудников НАМИ в составе художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина задумала спроектировать и построить небольшой спортивный автомобиль. Они были талантливыми и целеустремленными людьми, которых не испугали многочисленные гарантированные при такой задумке препятствия.
Будущей машине присвоили обозначение «Спорт-900». Она представляла собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью 2+2 (два взрослых и два детских места).
Рождение «Спорт-900»
Первый экземпляр купе «Запорожец» собрали в 1963 г. На шасси «ЗАЗ-965А» был установлен обтекаемый стеклопластиковый кузов длиной 3725 мм и высотой всего 1170 мм. В дизайне просматриваются черты заднемоторных купе Renault Caravelle и Volkswagen Karmann-Ghia.
Оригинальная для того времени стеклопластиковая обшивка была выполнена методом контактного формования из армированной стеклорогожи и полиэфирной смолы. Из-за рациональной конструкции кузова и использования стеклопластика автомобиль получился очень легким. Использование стеклопластиковых кузовных панелей позволило уменьшить вес авто до 500 кг. Так что даже со стандартным 900-кубовым 27-сильным мотором и четырехступенчатой МКПП оно было быстрее «Запорожца» и развивало скорость свыше 100 км в час.
Активную помощь в постройке машины оказал директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов. Его вклад в работу был так высок, что у автомобиля появилось еще одно обозначение - «КД». Благодаря его поддержке было построено шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров.
Большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности. Салон авто был окружен мощными стальными дугами, предохранявшими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации. В то время это было революционным решением.
Двигатель и коробка передач были полностью позаимствованы у «ЗАЗ-965». Двигатель имел заднее расположение и, несмотря на относительно малую мощность (всего 27 л. с.), благодаря легкому кузову развивал большую скорость и имел заметно лучшую приемистость. За счет более низкого расположения центра тяжести улучшены устойчивость и управляемость.
Интерьер автомашины был оформлен в ярком спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединенную с панелью приборов.
На вечном хранении
Но время не бережет творения человеческих рук. Хотя кузов автомашины был стеклопластиковым и неподвластным коррозии, химические компоненты, составлявшие основу кузовных панелей, с годами стали неуклонно разрушаться.
Сегодня три из шести «Спорт-900» собраны в коллекции музея «Авторевю», но экземпляры не отреставрированы и на постоянной основе публично не экспонируются. Их, правда, показали на тематической выставке в сентябре 2011 года. Еще один экземпляр машины находится в Московской области.
Вездеход или грузовик?
Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и «ЗАЗовские» вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.
Уже во время подготовки к производству автомобиля «ЗАЗ-965» возникла мысль о разработке на его базе легкого грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.
Грузовик на базе «Запорожца»? Да! Стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины - лишь в небольших количествах были фургончики «москвичи». Кроме того, конструкторы всего мира продолжали бредить немецким «Фольксвагеном Т1».
Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали опыт немцев.
Победное же шествие «Жука» продолжили грузовички и микроавтобусы на его базе - «Транспортер-Т1». Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.
«Точило»
Семейство «ЗАЗ-970» включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось.
Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал «ЗАЗ-965». «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.
Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский - талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.
Предельно функциональный дизайн «ЗАЗ-970» разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля под руководством Юрия Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Мурашов.
Двигатель и коробка передач на «ЗАЗ-970» стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.
И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке («ЛуАЗ»)...
А теперь - автобус!
В 1962 г. был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) «ЗАЗ-970В». Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским. При сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений - 350 кг груза.
Как и у фургона «ЗАЗ-970Б», двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга. Между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту.
Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.
На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль «ЗАЗ-970В», рассчитанный на 6-7 человек, и «ЗАЗ-970Г» бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин «ЗАЗ-971»...
Полное забвение
С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и минивэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жука» и «Нисы», работы по мини-грузовичкам в стране практически прекратились. И о «970-м» постепенно забыли.
Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе ЗАЗа. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной...
по материалам сети Интернет.
АвтоМЭН
6 серпня 2017 г. (13:42)
Ответить
Здорово! Кое что слыхал о этих моделях, но не видел. И не все знал. Автору благодарочка! Ждем еще.
Совок - это убожество и неизлечимая импотенция. Как много потеряла Украина и другие государства под протекторатом большевистской московии.
Ты абсолютно прав! Та же самая "Таврия" должна была появиться еще в середине 60-х! Это была бы просто бомба не только в совковом, но и в европейском автомобилестроения из-за ее дешевезны, размеров и экономичности. Но.... Не сложилось из-за старых пер*унов в московсом министерстве.
Если так рассуждать, то независимая Украина является убожеством куда похуже. Если по достижениям сравнить.
Авто заз германии не нужен они могут его использовать только как склад готовой продукции не более. в Латвии производили тепловозы и микроавтобусы РАФ после вступление в ЕС их заставили закрыть и порезать на металл эти заводы ( чтоб не было конкурентов) и чё латвия обнищала и живёт только в долг как практически и вся европа
а мы смело идём по их стопам, хотя могли бы диктовать свои условия и раше и европе и жить как польша ( она так и поступает) даже англия свалила с ес....
Схожі новини: