Почему расписания уроков в школах далеки от идеальных
14 вересня 2017 19:23
Так какой же документ регулирует составление расписания, и каким оно должно быть по всем нормам?
Расписания уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляются, в первую очередь, согласно Государственным санитарным правилам и нормам устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса (ГСанПиН 5.5.2.008-01). Это обязательный для исполнения документ, который регламентирует безопасные для здоровья детей и подростков условия обучения и воспитания.
Из документа следует, что расписание должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки на протяжении недели, а также правильное чередование на протяжении дня и недели предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками музыки, изобразительного искусства, трудов, основ здоровья и физкультуры, а также динамику умственной трудоспособности учеников на протяжении дня и недели.
Современными научными исследованиями установлено, что наивысшая умственная активность у детей школьного возраста попадает на интервал с 10 до 12 часов. Это время характеризуется наибольшей эффективностью усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому для младших школьников предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны проводиться на 2-3 уроках, для учеников среднего и старшего возраста – на 2-4 уроках.
Неодинаковой является умственная деятельность учеников и в разные дни учебной недели: ее уровень возрастает к середине недели, и остается низким в начале и в конце недели. Поэтому наибольший объем учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Изучение нового материала и контрольные работы лучше всего ставить на 2-4 уроки в середине недели. Предметы, требующие значительных затрат времени на выполнение домашних заданий, не должны группироваться в расписании в один день. Кстати, для учеников первых классов расписание должно предусматривать дополнительный разгрузочный день – четверг - когда отсутствуют предметы, требующие значительного умственного напряжения.
Спаренные уроки согласно документу допускаются: при проведении лабораторных и контрольных работ, написании сочинений и уроках труда для 5-9 классов и при проведении уроков по основным и профильным дисциплинам в 10-11 классах.
Как замечают в городском управлении образования, в расписаниях учебных заведений Мелитополя учебная нагрузка оптимально соотносится на протяжении недели, максимально соблюдается чередование предметов, учтена динамика умственной трудоспособности учеников на протяжении дня.
Правилами определено и допустимое общее количество часов (уроков) недельной нагрузки учеников, продолжительность уроков и перемен. Количество уроков в день для каждого класса рассчитывается так, чтобы не превышать недельной нагрузки. Оптимальным является такое количество уроков в день: для 1-го класса – 4 урока, во 2-4 классах – 4-5 уроков, в 5 классах – 5-6 уроков, в 6-11 классах – 6-7 уроков. Согласно Типовым учебным планам с 2012 г. увеличено количество часов на занятия физической культурой, которые не учитываются при определении допустимой учебной нагрузки. Таким образом, в 8-9 классах допускается проведение 7-8 уроков, если один из них является физкультурой. Эти нормы в мелитопольских школах соблюдаются.
И все же некоторые нарушения при составлении расписаний в школах города имеются. По информации горуо, по объективным причинам возникают сложности с нагрузкой учеников по дням недели и очередностью предметов по уровню сложности. Нормы и рекомендации, касающиеся порядка уроков с учетом изменений трудоспособности учеников на протяжении недели и в зависимости от возраста учеников, придерживаются в большинстве случаев.
Кроме этого, из-за недостаточного количества помещений для занятий физкультурой в школах приходится нарушать нормативы количества одновременного пребывания детей в спортивных залах. Перенагрузка спортивного зала – проблема большинства школ города. Это, а также нехватка аудиторий (при распределении классов на группы), особенно при распределении часов информатики, обусловливает выполнение требования относительно того, что интенсивная нагрузка должна попадать на вторник и среду, на 80 проц. Нормы максимальной нагрузки соблюдаются во всех классах основной и старшей школы.
Поскольку с санитарных нормах не учтены изменения учебных программ и профильного обучения, во время составления расписания не удается соблюдать чередование на протяжении недели для учеников среднего и старшего возраста предметов физико-математического и гуманитарного профилей из-за специализации учебных заведений, углубленного изучения и профильного обучения.
15 школа, по-моему, вообще рекордсмен по некорректно составленному расписанию и адекватности объема домашнего задания и времени на его подготовку. Додуматься только, в младших классах, где все во власти учителя, поставить природоведение два дня подряд! И задавать на следующий день подготовку пректа! А на выходные просто выучить параграф. Или контрольную работу по математике ставить четвертым уроком, а третьим была физкультура...
Про старшие классы вообще молчу... В понедельник пара английского, пара биологии, рисование и физкультура. А потом математика четыре дня подряд, история и украинский два дня подряд. И когда это все делать? А на кружки когда ходить? А отдохнуть нужно?
Учитель истории еще та мымра. Со среды на четверг задает большую письменную работу (а еще же и информацию найти нужно, а не просто переписать), а в четверг на следующую среду выучить параграф. Где логика? И стажа у этого учителя - лет 50...