Ни дома, ни денег…
5 березня 2009 10:08
Эта история начиналась так. Марина Григорьева (все имена в этой истории изменены) взяла в банке ипотечный кредит под залог дома. Долг она не погасила, и в Мелитопольскую горрайонную исполнительную службу из банка поступили документы на принудительное взыскание (так называемая исполнительная надпись). Дом, как водится в таких случаях, был выставлен на публичные торги.
Они состоялись 12 декабря 2007 г. (заметьте: кризисом еще и не пахло!), победил в них Виктор Васильев, он предложил наибольшую сумму - около 100 тыс. грн. В итоге не только был погашен долг одному банку, но и частично выплачены деньги еще двум банкам и физическому лицу. У дамы, по-видимому, хобби делать займы и не рассчитываться.
Но самое любопытное происходит дальше. Новый собственник дома получает в исполнительной службе по результатам торгов акт, на его основании нотариусы оформляют договор купли-продажи. Однако новоселье откладывается на неопределенное время.
Почему человек, который честно, по всем правилам приобрел дом, не может вступить в свои права?
М. Григорьева подала иск о признании торгов недействительными. Суд, после того как принял жалобу, вынес определение: в целях обеспечения иска приостановить все действия до рассмотрения дела по существу. В результате было «заморожено» и заявление В. Васильева о принудительном выселении М. Григорьевой из дома, который по документам является его собственностью.
Слушание иска по разным причинам переносилось: то из-за болезни истицы, то по просьбе ее адвоката. В конце концов, спустя полгода (хотя срок рассмотрения таких дел - три месяца) суд, после того как истица дважды не явилась на заседание без уважительных причин, оставил ее заявление без рассмотрения. Решение, по заключению юристов, принято в соответствии с законом.
- Явка истицы на заседание, - объяснила судья, - была обязательной, поскольку к ней накопилось много вопросов. Но она, хоть и получала повестки, попросту игнорировала суд. В деле нет ни одной справки, что она лежала в больнице. Зато есть документ (ответ на запрос исполнительной службы), подтверждающий обратное. Сейчас от истицы поступило, по словам судьи, заявление о подготовке апелляции. Так что процесс продолжается и затягивается. Но рано или поздно дело, конечно, все равно дойдет до принудительного выселения. Только вот вопрос: когда же? С момента сделки уже прошло более года. А покупатель по-прежнему у разбитого корыта. У него ни денег, ни дома.
- Григорьева продолжает второй год безосновательно, без права на собственность, жить в моем доме, - делится В. Васильев своей бедой. - Парадокс: закон меня защищает, а в суде по ее милости я выступаю ответчиком. За какие долги Григорьевой я должен еще ответить? Для покупки дома я занял деньги у друзей. После того как приобрел этот злосчастный дом на торгах, я полностью разуверился в судебной системе и государственных институтах власти.
Владимир, по его словам, четырежды пытался встретиться с «истицей», чтобы поговорить по-человечески. Приезжал к дому (его собственному!), но двери ни разу никто не открыл. Соседи говорят, что тоже не видят бывшую хозяйку и за коммунальные услуги она не платит.
В неловком положении оказалась горрайонная исполнительная служба. По данным отдела, еще ни одни торги в Мелитополе и районе не были признаны недействительными, хотя оспаривают их довольно часто. Да и в практике торговой организации (фирма, которая оказывает посреднические услуги в реализации имущества), по словам ее руководителя Вадима Телегина, ничего подобного еще не было. Если такой итог честно выигранных торгов повторится, то работать, подчеркнул он, будет невыносимо тяжело.
Получается, что нет механизмов защиты покупателей от нечестных заемщиков, нет гарантий стать собственником приобретенной у государственной структуры недвижимости не только на бумаге, но и на деле. Марина Григорьева тоже не бездействует. Она хоть и не показывается в своем бывшем доме, но дорогу в межрайонную прокуратуру нашла и обратилась туда с просьбой возбудить уголовное дело против должностных лиц горрайонной исполнительной службы, которые, по ее мнению, исполняя решение суда, нарушили Законы «Об исполнительном производстве» и «Об ипотеке». Проверка трижды прекращалась и возобновлялась снова. Итог ее (постановление от 5 февраля 2009 г.) тот же: торги проведены законно, М. Григорьевой извещение о них высылалось, объявление в СМИ печаталось в установленные сроки. В общем, состава преступления в действиях должностных лиц не обнаружено.
Тем не менее, человек, который клевещет, игнорирует суд, занимает чужой дом, не платит по долгам, остается для правосудия недосягаемым...