Женщина-позитив: ей года не беда!
Переглядів: 3018
16 грудня 2017 12:21
Фото из архива Риты Астафьевой
Есть люди, общение с которыми прибавляет позитива и заряжает жизненной энергией. И, как поется в песне, «им года не беда!». К таким солнечным и жизнерадостным людям относится замечательная женщина, учитель химии высшей категории, отличник народного образования Украины Рита Ильинична Астафьева (Иртлач).
НА ВОЛОСОК ОТ СМЕРТИ
Детство Риты Ильиничны пришлось на страшные военные годы. Когда в 1941-м началась война, ее семья, в которой воспитывалось трое детей, не могла эвакуироваться из Мелитополя: папа, известный в городе фотограф Илья Савельевич Иртлач, был привлечен к работам в военкомате - фотографировал призывников на военные билеты. Без отца уезжать никто не собирался, семья ждала, что он вот-вот закончит свое дело, и они смогут уехать к родственникам. Но случилось так, что еще вечером 5 октября 1941 г. по улицам Мелитополя ходили красноармейцы, а проснулись утром 6-го - топают немцы.
От воспоминаний детства Риты Ильиничны о двух годах в фашистской оккупации мурашки по коже бегут от ужаса - сколько раз девочка могла погибнуть. Вот, например, один из таких страшных эпизодов. Немцы отождествляли караимов с евреями, поэтому их всех сразу же после оккупации города ждал расстрел. Когда семью Иртлач вместе с сотней других караимов Мелитополя гнали по направлению рва между Константиновкой и Вознесенкой, где проводилось массовое уничтожение мирного населения, на одной из улиц они увидели коллегу Ильи Савельевича, фотографа по фамилии Сова. Люди плакали, понимая, что провожают своих земляков в последний путь. Они предложили забрать младшего ребенка - Риту - к себе, но мама ответила, что куда все, туда и Рита. Только благодаря тому, что караимы Мелитополя смогли доказать фашистам, что имеют тюркское происхождение, приказ об их уничтожении был отменен. Вот так маленькая Рита избежала смерти. А вот в Краснодаре, где у мамы Риты Ильиничны было много родственников, ничего доказать не смогли - и караимов расстреляли.
О сладостях, вкусных булках в детстве сверстники Р. Иртлач не мечтали: утолить бы хоть чем-то голод, хлеба бы вдоволь наесться. Рита Ильинична говорит, что к концу войны у мамы остались только вязаная кофта, шерстяная юбка да пара домашних платьев - всю другую добротную и красивую одежду, а также постельное белье и утварь она обменяла в окрестных селах на продукты питания.
Перед началом боев за освобождение Мелитополя мирное население фашисты выгнали из города. Семья Иртлач и другие беженцы поселились в противотанковом рве. Углубления в земле накрыли досками, найденными на разрушенном аэродроме, на пол постелили солому - вот в таких норах и жили. Осень 1943 г. выдалась дождливой и холодной, и, когда находиться в таких условиях было уже просто невозможно, семью Иртлач знакомые пустили в дом на окраине (сейчас это Новый Мелитополь). В каждой из трех комнатушек этого дома ютилось по огромной семье. Рита Ильинична вспоминает, что в их комнате жило 14 человек. Пережили кровопролитные бои за освобождение, решили возвращаться домой. К счастью, дом Риты Ильиничны на улице Акимовской (сейчас ул. Героев Украины) не был разрушен бомбами или снарядами, и поджечь его не успели, хотя в комнаты наносили много соломы.
«ЗНАЛА, ЧТО БУДУ УЧИТЕЛЕМ…»
В победном 1945 г. Рита пошла в первый класс женской третьей школы, располагавшейся в здании, где сегодня находится ММБТИ (ул. М. Грушевского). Даже спустя несколько десятилетий Рита Ильинична помнит имена своих самых любимых и уважаемых педагогов: учителя физики Екатерину Юрченко, учителя математики Раису Фишер, учителя украинского языка Зинаиду Мартыненко. Поэтому уже на школьной скамье Рита знала, какую профессию выберет, - будет учителем. И непременно, таким знающим, строгим, справедливым, человечным, понимающим, интересным, добрым, как те, кто ее учил в школе.
Р. Иртлач очень хотела быть учителем математики, но случилось так, что в год ее поступления в вуз в Мелитопольском педагогическом институте еще велись занятия на физико-математическом факультете, но приема на него уже не было. Этот факультет через год закрыли, а всех студентов перевели на физмат Бердянского пединститута. Пришлось Рите Ильиничне поступать на химико-биологический факультет. Говорит, что химия и математика в чем-то сродни друг другу - точные науки, требующие логического мышления. Поэтому о выборе науки не жалеет.
На старшем курсе Рита и ее пять друзей подали заявления, чтобы их по распределению направили на целину. В те годы целинная романтика среди молодежи пропагандировалась и была очень популярна. Но у папы Ильи Савельевича случился инсульт, и Рите пришлось не на целину ехать, а помогать маме ухаживать за отцом. После окончания института по распределению Рита попала в Житомирскую область в школу села Зеремля. Здесь в жизни Риты произошла судьбоносная встреча.
ЖИЗНЬ ВСЕМУ НАУЧИТ
Инженер по силовым агрегатам Владимир Астафьев приехал в райцентр Барановку Житомирской области в командировку. И в это же самое время туда наведалась учительница Зеремляновской школы Р. Иртлач. Молодые люди познакомились, полюбили друг друга, летом поженились. Молодая семья переехала в Мелитополь. Здесь родился старший сын Сергей. Но с работой у них были сложности: Рите было трудно устроиться в школу, потому что пединститут поставлял городским школам кадры с избытком, Владимиру тоже не удавалось найти хорошую работу. И тут в город приехали погостить те одногруппники Риты, с которыми она когда-то собиралась ехать на целину. Они стали в один голос агитировать ценных для целинных земель специалистов, мол, там вас с руками оторвут, очень нужны учителя и инженеры.
Приехав в Павлодар (Казахстан), Рита и Владимир пошли в областной отдел образования, куда в это же время приехал директор школы совхоза «Памяти Кирова» Барановского района. Узнав, что молодой учитель химии ищет работу, он тут же предложил Рите Ильиничне часы в школе и жилье. А Владимиру Сергеевичу пообещал, что наделит его часами математики и физики, только бы он пришел на работу в школу, ведь его высшее инженерное образование позволяет преподавать эти дисциплины. Владимир Сергеевич попробовал, и ему понравилось. Чтобы быть профессионалом и на педагогической ниве, он поступил заочно на второй курс физико-математического факультета Павлодарского пединститута. По окончании вуза В. Астафьева направили директором в школу в соседнее село, куда перешла работать и Рита Ильинична. «Целинный» период в их жизни длился 11 лет. Здесь родился и младший сынишка Юра.
Интересно, что городская девчонка, выросшая в интеллигентной семье и не имевшая представления о сельской жизни, не только научилась очень быстро в непростых бытовых условиях вести дом, где печное отопление и нужно готовить еду на керогазе, но и хозяйство. «Когда началась разработка Тюменского месторождения газа, у нас через несколько лет появились газовые плиты - уже легче было, - говорит Рита Ильинична. - Воду носили из колодца, а еще набирали у водовозов, которые развозили мягкую, вкусную воду из бурвышки или зимой на саночках ходили туда с пластмассовым баллоном. Что же касается живности, то коллеги настояли: «Что же ты покупаешь яйца, молоко, мясо?! Заведи хозяйство!» И «поделились» телочкой, поросенком, курами. Научилась Рита и за живностью ухаживать, и корову доить. Говорит, что старалась на благо семьи, любимых мужа и двух сыновей.
«ЛЮБИМОЙ ОТ ЛЮБИМЫХ»
По возвращении семьи Астафьевых в Мелитополь спустя 11 целинных лет Рита Ильинична и Владимир Сергеевич устроились в СШ № 13: он - завучем младших классов, она - учителем химии и биологии. Но через три месяца мужа пригласили в гороно и предложили должность инспектора. Затем, когда открылся в городе УПК-2, Владимир Сергеевич пошел завучем в это учебное учреждение. «Это - по-настоящему мое. Здесь учеба и техническое образование едины. А я ведь не только учитель, но и инженер», - говорил супруге Владимир Сергеевич.
Она же в 1977 году пришла на работу в СШ № 14 и проработала здесь учителем химии до выхода на заслуженный отдых в 2008 г. У Риты Ильиничны - 52 (!) года педагогического стажа. Это как же нужно любить детей и свой предмет, чтобы более полувека своей жизни посвятить школе, трудному педагогическому труду. Она давала такие глубокие и прочные знания по своему предмету, что ее ученики поступали в вузы с высокой оценкой по химии. А для ребят из 12 ее выпускных классов Рита Ильинична была чутким, заботливым классным руководителем. Об этом свидетельствуют те факты, что семейный альбом Риты Ильиничны полон трогательных фотографий с многочисленных встреч, ее «мальчики и девочки», давно закончив школу, уже имея не только детей, но и внуков, поддерживают с ней связь, интересуются жизнью, здоровьем. «Любимой от любимых» написано на одном из альбомов, подаренном ей ее выпускниками. Разве это не замечательно?!
Р. Астафьева, происходя из старинной караимской семьи Иртлач, является активным членом Мелитопольского караимского общества, участвовала в судьбе караимской воскресной школы, создании книги «Караимы Мелитополя». Сейчас Рита Ильинична живет интересами и заботами своих двух замечательных сыновей и их семей, трех внуков и правнучки. Не так давно отметив солидный юбилей, Рита Ильинична говорит:
- Жизнь прожила не зря: у меня прекрасная семья и много друзей. Я по жизни - оптимист. Руки нельзя опускать и сдаваться на милость годам. У меня внуки, правнучке десять лет! Есть ради кого жить. Так что только вперед. Вперед и с песней!
НА ВОЛОСОК ОТ СМЕРТИ
Детство Риты Ильиничны пришлось на страшные военные годы. Когда в 1941-м началась война, ее семья, в которой воспитывалось трое детей, не могла эвакуироваться из Мелитополя: папа, известный в городе фотограф Илья Савельевич Иртлач, был привлечен к работам в военкомате - фотографировал призывников на военные билеты. Без отца уезжать никто не собирался, семья ждала, что он вот-вот закончит свое дело, и они смогут уехать к родственникам. Но случилось так, что еще вечером 5 октября 1941 г. по улицам Мелитополя ходили красноармейцы, а проснулись утром 6-го - топают немцы.
От воспоминаний детства Риты Ильиничны о двух годах в фашистской оккупации мурашки по коже бегут от ужаса - сколько раз девочка могла погибнуть. Вот, например, один из таких страшных эпизодов. Немцы отождествляли караимов с евреями, поэтому их всех сразу же после оккупации города ждал расстрел. Когда семью Иртлач вместе с сотней других караимов Мелитополя гнали по направлению рва между Константиновкой и Вознесенкой, где проводилось массовое уничтожение мирного населения, на одной из улиц они увидели коллегу Ильи Савельевича, фотографа по фамилии Сова. Люди плакали, понимая, что провожают своих земляков в последний путь. Они предложили забрать младшего ребенка - Риту - к себе, но мама ответила, что куда все, туда и Рита. Только благодаря тому, что караимы Мелитополя смогли доказать фашистам, что имеют тюркское происхождение, приказ об их уничтожении был отменен. Вот так маленькая Рита избежала смерти. А вот в Краснодаре, где у мамы Риты Ильиничны было много родственников, ничего доказать не смогли - и караимов расстреляли.
О сладостях, вкусных булках в детстве сверстники Р. Иртлач не мечтали: утолить бы хоть чем-то голод, хлеба бы вдоволь наесться. Рита Ильинична говорит, что к концу войны у мамы остались только вязаная кофта, шерстяная юбка да пара домашних платьев - всю другую добротную и красивую одежду, а также постельное белье и утварь она обменяла в окрестных селах на продукты питания.
Перед началом боев за освобождение Мелитополя мирное население фашисты выгнали из города. Семья Иртлач и другие беженцы поселились в противотанковом рве. Углубления в земле накрыли досками, найденными на разрушенном аэродроме, на пол постелили солому - вот в таких норах и жили. Осень 1943 г. выдалась дождливой и холодной, и, когда находиться в таких условиях было уже просто невозможно, семью Иртлач знакомые пустили в дом на окраине (сейчас это Новый Мелитополь). В каждой из трех комнатушек этого дома ютилось по огромной семье. Рита Ильинична вспоминает, что в их комнате жило 14 человек. Пережили кровопролитные бои за освобождение, решили возвращаться домой. К счастью, дом Риты Ильиничны на улице Акимовской (сейчас ул. Героев Украины) не был разрушен бомбами или снарядами, и поджечь его не успели, хотя в комнаты наносили много соломы.
«ЗНАЛА, ЧТО БУДУ УЧИТЕЛЕМ…»
В победном 1945 г. Рита пошла в первый класс женской третьей школы, располагавшейся в здании, где сегодня находится ММБТИ (ул. М. Грушевского). Даже спустя несколько десятилетий Рита Ильинична помнит имена своих самых любимых и уважаемых педагогов: учителя физики Екатерину Юрченко, учителя математики Раису Фишер, учителя украинского языка Зинаиду Мартыненко. Поэтому уже на школьной скамье Рита знала, какую профессию выберет, - будет учителем. И непременно, таким знающим, строгим, справедливым, человечным, понимающим, интересным, добрым, как те, кто ее учил в школе.
Р. Иртлач очень хотела быть учителем математики, но случилось так, что в год ее поступления в вуз в Мелитопольском педагогическом институте еще велись занятия на физико-математическом факультете, но приема на него уже не было. Этот факультет через год закрыли, а всех студентов перевели на физмат Бердянского пединститута. Пришлось Рите Ильиничне поступать на химико-биологический факультет. Говорит, что химия и математика в чем-то сродни друг другу - точные науки, требующие логического мышления. Поэтому о выборе науки не жалеет.
На старшем курсе Рита и ее пять друзей подали заявления, чтобы их по распределению направили на целину. В те годы целинная романтика среди молодежи пропагандировалась и была очень популярна. Но у папы Ильи Савельевича случился инсульт, и Рите пришлось не на целину ехать, а помогать маме ухаживать за отцом. После окончания института по распределению Рита попала в Житомирскую область в школу села Зеремля. Здесь в жизни Риты произошла судьбоносная встреча.
ЖИЗНЬ ВСЕМУ НАУЧИТ
Инженер по силовым агрегатам Владимир Астафьев приехал в райцентр Барановку Житомирской области в командировку. И в это же самое время туда наведалась учительница Зеремляновской школы Р. Иртлач. Молодые люди познакомились, полюбили друг друга, летом поженились. Молодая семья переехала в Мелитополь. Здесь родился старший сын Сергей. Но с работой у них были сложности: Рите было трудно устроиться в школу, потому что пединститут поставлял городским школам кадры с избытком, Владимиру тоже не удавалось найти хорошую работу. И тут в город приехали погостить те одногруппники Риты, с которыми она когда-то собиралась ехать на целину. Они стали в один голос агитировать ценных для целинных земель специалистов, мол, там вас с руками оторвут, очень нужны учителя и инженеры.
Приехав в Павлодар (Казахстан), Рита и Владимир пошли в областной отдел образования, куда в это же время приехал директор школы совхоза «Памяти Кирова» Барановского района. Узнав, что молодой учитель химии ищет работу, он тут же предложил Рите Ильиничне часы в школе и жилье. А Владимиру Сергеевичу пообещал, что наделит его часами математики и физики, только бы он пришел на работу в школу, ведь его высшее инженерное образование позволяет преподавать эти дисциплины. Владимир Сергеевич попробовал, и ему понравилось. Чтобы быть профессионалом и на педагогической ниве, он поступил заочно на второй курс физико-математического факультета Павлодарского пединститута. По окончании вуза В. Астафьева направили директором в школу в соседнее село, куда перешла работать и Рита Ильинична. «Целинный» период в их жизни длился 11 лет. Здесь родился и младший сынишка Юра.
Интересно, что городская девчонка, выросшая в интеллигентной семье и не имевшая представления о сельской жизни, не только научилась очень быстро в непростых бытовых условиях вести дом, где печное отопление и нужно готовить еду на керогазе, но и хозяйство. «Когда началась разработка Тюменского месторождения газа, у нас через несколько лет появились газовые плиты - уже легче было, - говорит Рита Ильинична. - Воду носили из колодца, а еще набирали у водовозов, которые развозили мягкую, вкусную воду из бурвышки или зимой на саночках ходили туда с пластмассовым баллоном. Что же касается живности, то коллеги настояли: «Что же ты покупаешь яйца, молоко, мясо?! Заведи хозяйство!» И «поделились» телочкой, поросенком, курами. Научилась Рита и за живностью ухаживать, и корову доить. Говорит, что старалась на благо семьи, любимых мужа и двух сыновей.
«ЛЮБИМОЙ ОТ ЛЮБИМЫХ»
По возвращении семьи Астафьевых в Мелитополь спустя 11 целинных лет Рита Ильинична и Владимир Сергеевич устроились в СШ № 13: он - завучем младших классов, она - учителем химии и биологии. Но через три месяца мужа пригласили в гороно и предложили должность инспектора. Затем, когда открылся в городе УПК-2, Владимир Сергеевич пошел завучем в это учебное учреждение. «Это - по-настоящему мое. Здесь учеба и техническое образование едины. А я ведь не только учитель, но и инженер», - говорил супруге Владимир Сергеевич.
Она же в 1977 году пришла на работу в СШ № 14 и проработала здесь учителем химии до выхода на заслуженный отдых в 2008 г. У Риты Ильиничны - 52 (!) года педагогического стажа. Это как же нужно любить детей и свой предмет, чтобы более полувека своей жизни посвятить школе, трудному педагогическому труду. Она давала такие глубокие и прочные знания по своему предмету, что ее ученики поступали в вузы с высокой оценкой по химии. А для ребят из 12 ее выпускных классов Рита Ильинична была чутким, заботливым классным руководителем. Об этом свидетельствуют те факты, что семейный альбом Риты Ильиничны полон трогательных фотографий с многочисленных встреч, ее «мальчики и девочки», давно закончив школу, уже имея не только детей, но и внуков, поддерживают с ней связь, интересуются жизнью, здоровьем. «Любимой от любимых» написано на одном из альбомов, подаренном ей ее выпускниками. Разве это не замечательно?!
Р. Астафьева, происходя из старинной караимской семьи Иртлач, является активным членом Мелитопольского караимского общества, участвовала в судьбе караимской воскресной школы, создании книги «Караимы Мелитополя». Сейчас Рита Ильинична живет интересами и заботами своих двух замечательных сыновей и их семей, трех внуков и правнучки. Не так давно отметив солидный юбилей, Рита Ильинична говорит:
- Жизнь прожила не зря: у меня прекрасная семья и много друзей. Я по жизни - оптимист. Руки нельзя опускать и сдаваться на милость годам. У меня внуки, правнучке десять лет! Есть ради кого жить. Так что только вперед. Вперед и с песней!
Выпускница
16 грудня 2017 г. (13:44)
Ответить
Низкий поклон Рите Ильиничне за доброту, профессионализм и те знания, которые она дала нам. Спасибо!
хороший и добрый человек
Дай, Бог, здоровья и долгих лет жизни! Спасибо!
Ошибся: читать "СШ №14"
Она была нашим учителем химии в СШ №14. Знания действительно давала очень хорошие. Была очень строгим преподавателем, ее даже побаивались, поэтому дисциплина на уроках была всегда железная. Низкий вам поклон, здоровья и долгих лет. Мы вас помним. Ваши благодарные выпускники.
Эх, а я Риту Ильиничну-оптимиста уже, наверное, не застала. Никаких знаний она не давала. Орала как резаная вечно, моей однокласснице по пальцам линейкой как дала, что думали перелом...
Двоечница?
Схожі новини: