Криппа Максим: "искусственный интеллект - прорыв столетия"
3 січня 2018 14:55
Сегодня никого не удивляют термины «искусственный интеллект (ИИ)» и «машинное обучение», т. к. они давно присутствуют в нашей повседневной жизни. Каждый раз, когда заходит разговор о внедрении ИИ во все сферы жизни общества, представляются роботы, существующие вместе с человеком и помогающие ему совершать покупки в магазине, вести домашнее хозяйство и выполняющие иные функции, а также общающиеся с ним не как машина, а на уровне живого существа. При этом не верится, что они в ближайшее время станут реальностью. Между тем, роботы уже находятся среди нас.
Искусственный интеллект уже находит применение не только в сфере компьютерных комплектующих («железа»), но и в программном обеспечении (ПО). Подтверждением этого служит уже готовый продукт, созданный в Украине и получивший название Grammarly. Данный стартап способен изучать, что пишут люди и как они это делают, при этом он не только устраняет допущенные ошибки, но и анализирует исправления, от которых пользователи отказываются, после чего самостоятельно вносит коррективы в свои действия, т. е. постоянно обогащает свои знания, не нуждаясь во вмешательстве своих создателей.
Наиболее наглядным примером являются виртуальные помощники, встречающиеся на каждом шагу. Они, будучи оторваны от «железа», ищут для нас информацию, отправляют сообщения, контролируют выполнение запланированных на день мероприятий и делают многое другое, хотя мы имеем различные технические устройства, позволяющие нам использовать для этого специальные программы и возможности Интернета.
Развитие в этом направлении в последнее время активизировалось, о чем свидетельствует решение агентства Stone Temple (США) провести исследования и определить самого умного ассистента, из всех имеющихся и популярных на сегодняшний день. В ходе своих работ специалисты задали 5000 вопросов программам Google Assistant, Cortana, Siri и Alexa, наиболее востребованным пользователями.
Результаты показали, что пока ни один из них не может дать ответ на все заданные вопросы, а многие ответы не отличались правдивостью и точностью. Тем не менее, агентству удалось определить лучшего онлайн-помощника, которым оказался Google Assistant. Ему на пятки наступает Cortana by Microsoft, а другие два ресурса показали себя не так успешно: Google Assistant смог ответить на 68,1 % вопросов, из которых верными оказались 90,6 %, Cortana – 56,5 и 81,9, соответственно, Siri – 21,7 и 62,2, Alexa – 20,7 и 82,0 %.
Успеху продукта Google способствовало то, что компания прикладывает большие усилия для того чтобы собрать у себя наилучших специалистов, занимающихся вопросами искусственного интеллекта и машинного обучения. При этом не только происходит обучение собственных сотрудников, чем славится Google, но и поглощаются сторонние ресурсы. Доказательством последнего служат 11 совершенных компанией сделок за прошедшие пять лет, что значительно превышает показатели занимающихся технологией ИИ конкурентов в лице Apple (7 сделок), Facebook и Microsoft (по 5), а также Amazon (3).
ИИ для средств транспортных передвижения
О большом внимании, уделяемом ИИ и машинному обучению, говорят многочисленные научные статьи и новости, размещаемые в СМИ, проходящие в массовом количестве выставки и конференции, посвящённые данной теме. Это позволяет утверждать, что машинное обучение и ИИ не веяние моды, а проникающая во все сферы жизни технология, совершающая там революцию.
Со дня запуска Фордом первой конвейерной линии прошло всего чуть больше 100 лет, а современные автомобили уже оснащаются устройствами, которые собирают и анализируют информацию, позволяющую узнать, куда и как часто совершаются на них поездки, какой стиль вождения у водителя, как он сидит на своём сиденье и т. д. Все это делается с привязкой ко времени, благодаря технологиям Location-based application, BigData и IoT.
Владельцы многочисленных современных девайсов представить себе не могут весь объём информации, которую их помощники собирают, наблюдая за поведением пользователей. Отвечая на возникающий здесь вопрос: «Для чего все это нужно?» можно сказать, что главной задачей ИИ является оказание помощи человеку в его деятельности, чтобы он мог тратить меньше времени на построение оптимальных маршрутов движения, поиск нужных магазинов и многое другое.
Другим впечатляющим примером может служить «умный» автомобиль, который не только подскажет водителю, непрерывно находившемуся за рулём более двух часов, о необходимости остановки для отдыха, но и предоставит ему информацию о ближайшем придорожном кафе, где можно это сделать. Такие действия со стороны внедрённых в автомобиль устройств стали возможными, благодаря их способности учитывать проведённое водителем время за рулём, анализировать дорожные карты и получать информацию от системы глобального позиционирования GPS.
Является фактом и то, что для получения весомых результатов необязательно ИИ сразу после его создания внедрять во все направления деятельности человека, несмотря на наличие в структуре стартапов, еще находящихся на стадии идеи, элемента в виде серьёзного ИИ. Так, известный онлайн-сервис Uber, предназначенный для заказа такси, автоматически анализирует маршруты перемещения клиента и определяет стоимость поездки в зависимости от количества доступных в настоящее время автомобилей и количества заказов на них. Кроме этого, он отслеживает случаи отказа заказчика от выбранной машины, а также замечания после поездки. Собранные данные способствуют улучшению оказываемых сервисом услуг и соответствию их требованиям клиентов. Необходимость сбора различной информации была заложена в Uber изначально, на стадии разработки сервиса.
Большие финансовые вложения в развитие ИИ в направлении здравоохранения
Развитие ИИ больше всего наблюдается в сфере здравоохранения, о чем свидетельствуют последние отчёты, представленные публике международным агентством McKinsey&Company. Из них следует, что использование ИИ способно привести к коренному изменению лечебной практики, причём произойти это может в недалёком будущем, что трудно представить на постсоветском пространстве. Пока же возможно лишь наблюдение за тем, как совершенствуется медицина в других, более продвинутых странах и верить, что новые технологии, приходящие в систему здравоохранения, придут и к нам. После этого многое изменится.
Если сегодня футболиста, например, получившего травму, госпитализируют для постановки диагноза и последующего лечения, то это происходит при отсутствии всякой информации о больном, т. е. все начинается с чистого листа. Врачам не известны ни обычные показатели организма пациента, ни подробные данные о получении им травмы. Сбор этих сведений предполагает проведение большого объёма работ, связанных с многочисленными анализами и исследованиями, что не всегда позволяет создавшаяся обстановка.
С приходом в медицину ИИ происходит следующее:
-
Вся необходимая информация собирается с тела каждого пользователя, вооружённого «умными аксессуарами», способными отслеживать его сердцебиение при нахождении в различном состоянии, пройденную за день дистанцию, длительность сна и его фазы, а также другие параметры. В случае необходимости первичная информация об организме человека уже будет иметься.
-
Не менее важным результатом применения ИИ является хранение собранной о состоянии организма человека информации не на бумажном носителе, находящемся дома или в другом месте, где найти его порой сложно, а в Интернете, откуда данные можно легко извлечь в любое время.
Такой подход позволит оперативно принимать меры в экстренных случаях, связанных с заболеванием или увечьем, когда время дорого. Врачи в этих случаях получают доступ к данным, собранным с помощью ИИ, изучают их и после осмотра пациента принимают решение о дальнейших действиях, не тратя драгоценное время на анализы и обследования. При этом будет назначено лечение, учитывающее индивидуальные особенности организма больного.
IT-эксперт Максим Криппа, основавший инвесткомпанию Citadelventures, говорит, что новые возможности человечеству предоставил Интернет. Сюда входит и мгновенный доступ к любой информации, что может эффективно использовать медицина. Для этого необходимо создать общую базу данных, включающую в себя место проживания и возраст каждого гражданина, наличие у него болезней и склонностей к ним, историю предыдущих заболеваний и их лечения. Эти сведения помогут медслужбам не только выявить закономерности распространения тех или иных заболеваний, но и эффективно с ними бороться. Полученные выводы, кроме этого, могут вызвать прорыв в способах лечения различных заболеваний, благодаря наличию обширных данных, отсутствовавших до появления ИИ.
Проникновение ИИ в сферы деятельности человека является процессом необратимым. Конечно, существующие системы ещё не вышли на должный уровень развития. Но т. к. они способны самообучаться, то имеющиеся недостатки довольно быстро исчезнут. Примером этого может служить Alexa компании Amazon, отслеживающей покупки каждого своего клиента, что позволяет ей предлагать покупателям сопутствующие товары или альтернативные варианты присылающим запросы новым пользователям.
Благодаря этому, процесс совершения покупок был выведен на новый уровень, где покупатель получает не только нужный товаров, но и новую информацию о нем, а также поступивших отзывах от клиентов, уже использующих данный товар.
Следует отметить, что приведенные здесь примеры являются частными случаями применения искусственного интеллекта, потенциал которого и польза от его внедрения будут только расти.