В Медовый Спас мелитопольцы разговелись медом нового сбора
14 серпня 2009 11:18
Название праздника - «Медовый Спас» связано с тем, что в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения первого меда в церкви в этот день разговляются свежим медом, угощают всех, раздают бедным.
Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно. Также в этот день принято освящать в церквях букеты из трав и цветов (маковейчики), поскольку праздник носит еще одно название — Маковея.
Так трансформировалось в народном восприятии то, что церковь чтит в этот день память семи мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Элиазара. На Маккавея из мяты, чабреца, мака, бархатцев делают пахучие букеты, каждому растению приписывая магические свойства. В народе считалось: если не освятить цветы на Маккавея, то не будет процветать хозяйство. Букетик хранили за образами и прибегали к помощи освященных трав во время болезни или в тяжелые жизненные моменты. А возле монастыря Преп. Саввы Освященного в 7 часов утра открылась ярмарка медов, где за умеренную плату все желающие смогли пополнить свои запасы янтарного душистого меда.
С Медовым Спасом у православных верующих и греко-католиков начинается Успенский пост, который продлится две недели. Пост завершится 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. По строгости он приравнивается к Великому посту. Только 19 числа в праздник Преображения Господня можно есть рыбу. Считается, что во время этого поста исцеляется душа.
P.S. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII—XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. ст.), две недели эта святыня носилась по городу, причем служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа (ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. Русское название праздника "происхождение" — неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение". В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".