Где в Мелитополе искать знаки «старины глубокой»

Переглядів: 3103

7 квітня 2019 13:05

Где в Мелитополе искать знаки «старины глубокой» фото
Подними голову и найди в Мелитополе говорящие цифры
Вокруг нынешнего Центрального рынка лежит историческая часть Мелитополя – «старый город». В нем до сих пор еще сохранилось много старинных зданий с интересными архитектурными деталями на фасадах.

Например, даты сооружения домов и инициалы владельцев (домовые знаки), расположенные на фронтонах домов, карнизах, арках ворот, напоминают нам о славном торгово-промышленном прошлом нашего города.

Ограничимся пока четырехугольником, составленным улицами Михаила Грушевского, Гетманской, Александра Невского, Покровской и прилегающими домами.

Начнем с улицы Воронцовской (М. Грушевского). Прежде всего, обратим внимание на двухэтажный дом, в котором ныне размещается редакция «МВ». На одном из двух верхних завершений стены сохранилась надпись: «18 М К 74». Цифра – это дата сооружения особняка, а вот что означают буквы?



Долгое время считалось, что строителем и владельцем дома был мелитопольский купец-благотворитель армянского происхождения Егор Сидорович Карамурзаев. Он был гласным Мелитопольской городской думы І разряда, владел мыловарней по Васильевскому форштадту и др. По завещанию пожертвовал обществу бедных евреев 300 руб. и 2000 руб. городской управе, чтобы на проценты платить стипендии студентам.

Возможно, что Егор Сидорович и имел какое-то отношение к этому дому, но почему тогда в инициалах, запечатлена буква «М», а не, к примеру, «Е»? Ответ помогло найти тщательное изучение источников. В постановлениях Мелитопольского уездного земского собрания за 1905 г. упоминается некая Мария Карамурзаева, жена мещанина, владевшая участком земли «высшаго разряда» в 0,8 дес. при Кизияре. В адрес-календаре за 1914 г. сообщается, что именно в «доме Карамурзаевой» (а не Карамурзаева!) по Воронцовской улице открылись Академические профессиональные курсы Веры Вертик-Вертинской «Кройки и шитья шляп, корсетов и белья». Эти и другие, пусть даже косвенные данные свидетельствуют, что «М. К.» - это Мария Карамурзаева.

Далее радуют наш глаз два здания, построенных прямо-таки в неоклассическом стиле. На декоративном фронтоне красивейшего двухэтажного особняка, в котором сейчас размещается городская власть, сохранилась дата постройки - «1909».



Он всегда считался домом Хохловкиных (владельцев частного винокуренного завода). Недавние изыскания мелитопольских краеведов Семена Воловника и Виктора Кумока показали, что с фамилией Хохловкиных дом связан лишь опосредованно. Первоначально он принадлежал наследникам некоей Юдиной. В начале века здесь Л. И. Белопольский держал меблированные комнаты, а на втором этаже располагалась «еврейская столовая» (1910).

Позже здесь поселилась супружеская пара - Абрам Самойлович Хохловкин, владелец мельниц в Златополье и Терпенье, и его жена Ципа Кузьминер. Именно Ципа, дочь богатого купца из Геническа, получила часть этого особняка в приданое (возможно, родитель купил у наследников Юдиной). Утверждают, что фасад его еще и после войны пониже карниза украшал вензель с инициалами «ЦГ» (отца Ципы звали Гдаль). Правда, на старых фото эти буквы не просматриваются.

Здание «Мелитопольского общества взаимного кредита» (известное как Дом пионеров) до сих пор поражает гостей города своим изысканным фасадом. Финансовое учреждение начало работу 18 марта 1875 г., о чем свидетельствует прекрасно сохранившаяся дата на фасаде.



Общество имело право производить все банковские операции: выдавать ссуды под ценные бумаги, товары, вещи, принимать на хранение документы, ценности и др. Не все мелитопольцы даже догадываются, что название финансового учреждения надо искать не на стенах, а на… полу. Если зайти внутрь здания, в вестибюле можно увидеть выложеные на полу начальные буквы названия общества: «МОВК».



После октября 1917 г. общество фактически прекратило свою деятельность. Воссоздано в годы НЭПа в виде учреждений частного коммерческого кредита, окончательно закрытых к 1930 г.

Двухэтажный старинный особняк (плюс цокольный этаж) по ул. Торговой (Интеркультурной) с так называемым итальянским двориком внутри. Построенный по старозаветному типу, на каменном подклете, в котором, скорее всего, располагалась лавка или лабаз. Сейчас это здание занимает городская стоматология.



На декоративном арочном фронтоне, поддерживаемом с двух сторон шестигранными башенками, до сих пор четко читается дата сооружения дома – «1885» год и инициалы владельца: «Ф. Я. Л.» - купца Феоктиста Яковлевича Литягина. Возможно, про него или его отца писал П. Дзякович: «Выдающаяся в то время в Мелитополе торговля была купца Литягина, имевшего в то же время и салотопенный завод».



Его сын - Константин Феоктистович Литягин – унаследовал и расширил бизнес. В 1904 г. ему принадлежали крупнейшие в городе каменные лавки площадью 105,4 кв. саженей и торговые ряды по Воронцовской улице. В них продавали железные изделия, строительные материалы и многие другие, необходимые в хозяйстве предметы.

Здание Мелитопольского краеведческого музея. Это не просто старинный дом, а памятник архитектуры 1913 г. «Жилой дом Петра Егоровича Черникова». Роскошный фасад украшен лепными панно. Центральное панно - то ли картуш, то ли гербовый щит, поддерживаемый с двух сторон мифическими персонажами. А так как в руках они сжимают статуэтку богини любви, то, скорее всего, это спутницы Афродиты (Венеры), нимфы или оры. На фасадах аристократических особняков гербовые щиты традиционно были местом расположения фамильных гербов. Купцам герб иметь было не положено, поэтому на картушах часто помещали дату - год окончания строительства здания - и инициалы владельца. На особняке П. Черникова картуш совершенно пустой - по-видимому, его установка преследовала чисто орнаментальные цели.

«Дом Минаша, ул. Воронцовская» (сейчас ул. М. Грушевского, 21) большинству мелитопольцев известен очень хорошо: в нем располагалась гортипография и до сих пор находится редакция газеты «Новый день».



Дом, построенный в стиле эклектики, смотрится очень органично на перекрестке двух центральных улиц старой части Мелитополя, легко узнаваем на фотографиях, открытках и рекламных проспектах. Фронтон его ныне в плачевном состоянии. Но на нем пока еще хорошо просматривается картуш с рельефной буквой «М». Это начальная буква фамилии Минаш. Дом принадлежал предпринимателю-караиму потомственному почетному гражданину Исааку Абрамовичу Минашу. Деньги он «сделал» на торговле и сельском хозяйстве. Ему принадлежало 1036,5 десятины земли при Песчаном Терпеньевской волости. На фасаде почему-то указаны две даты: 1894 и 1895 год. Скорее всего, это начало и конец строительства.

У Минаша было 11 детей: 9 сыновей и две дочери. Больше всего известен сын Сима - известный петербургский гражданский инженер, архитектор, после революции работал и умер за рубежом. Дочь Симы, Женя, стала известной художницей, основателем женского союза художниц Франции, кавалером ордена «За выдающиеся заслуги в изобразительном искусстве».

Если от дома Минаша подняться вверх по улице Мариинской (Университетской), то по левой стороне можно будет увидеть Дом инженера Хаджи, караима по национальности.



Здание в отличном состоянии, сейчас в нем располагается финансовое управление горсовета. Посмотрите внимательно на ажурный балкончик: в плетении решетки зашифрованы инициалы хозяина - «Х. И. М.» (Хаджи И[саака?] Мордхаевича).



Инженер И. М. Хаджи был сыном зажиточного караимского лавочника Мордхая Исааковича. Его бизнес рекламировался так: «техническая контора и склады инженера И. М. Хаджи и Л. И. Весбейна». В рекламе тех времен указывалось, что в конторе, совладельцем которой был Хаджи, можно было не только приобрести разнообразную технику, но и заключить договор о полном оборудовании различных предприятий.

Напротив – здание почты, а до революции - Мелитопольской почтово-телеграфной конторы, построенное в 1897 г.



Здание все время использовалось по назначению при всех властях. После войны и вплоть до начала 1960-х гг. здесь также располагалась контора районного узла связи, телеграф, АТС, почта. Мелитопольский краевед В. Сакун вспоминает, что над входной дверью когда-то располагались высеченные в камне цифры: «1898». В советское время рабочие стали навешивать над дверями часы, цифры им помешали, и рабочие не долго думая сбили их. Наверное, с позволения начальника, такого же «любителя» местной старины, как и они.

Дом № 31 с «башнями» по ул. Александра Невского, а точнее, с фасадом, выполненным в редком для наших краев псевдороманском стиле. В прошлом принадлежал богатой семье купцов Хотинских. Это тоже был доходный дом - помещения сдавались в аренду.



Широко известно, что здесь снимал квартиру Соломон Ивлиевич Ридник (1879-1941), врач-офтальмолог. Во дворе находилась слесарно-механически-решеточная и водопроводная мастерская Х. Г. Леккер и арендовала помещения электротипография Г. И. Лифшица с переплетной фабрикой. Даты возведения дома на фасаде нет, но она все же присутствует. Вы спросите: где? В очень непривычном месте - на флюгере. Правда, сохранилась всего лишь одна цифра - «1» - тысяча, а восемьсот какой-то год сгинул в пучине времени.

Если перейти на Соборную площадь и внимательно помотреть в сторону рынка, то можно увидеть еще одно здание, «помеченное временем». Из-за стены батискафов выглядывает изящный фронтон приземистого длинного здания, увенчанный деревянным шпилем. Над арочным окошком полукругом выложена дата «1891». Это дата возведения одного из четырех корпусов городских лавок, построенных, как сейчас говорят, «громадой» в конце ХIX – нач. XX в.



Старинное здание по ул. Александра Невского, 25 - в советское время общежитие ПТУ № 18. На фронтоне сохранилась дата постройки - 1895 год.



К сожалению, никто не знает, что в этом здании было до революции. Возможно, какая-то гостиница или доходный дом с квартирами, сдаваемыми в наем. По воспоминаниям Н. А. Дрюцкого, во время оккупации на первом этаже описываемого дома располагалась начальная школа, а напротив (в бывшем ПТУ № 18)– немецкая комендатура и баня.

Еще один красивый двухэтажный дом - по ул. Торговой (Интеркультурной), 29/31. На фронтоне уже с трудом, но все-таки можно разобрать символическую дату постройки - «1914». Много замечательных строений было построено в городе и уезде именно перед Первой мировой войной (или достраивалось во время войны). Это еще одно из подтверждений того, что в стране шло бурное экономическое развитие, на нашу беду прерванное военными и революционными событиями. Возможно, здесь арендовало площади какое-то городское учреждение, т. к. рядом, буквально в нескольких шагах, располагалась резиденция городской власти. Наш краевед В. В. Сакун считает, что дом принадлежал, скорее всего, купцу И. М. Чередниченко, потому что он построен как бы в продолжение углового здания, принадлежавшего этому богатому мелитопольскому торговцу железо-скобяными товарами и бакалеей.

Наискосок, на противоположной стороне улицы Интеркультурной, 48-50, можно наблюдать образец старинной арки над воротами с датой «1896» на месте замкового камня. Изящный заборчик из кирпича уже разрушен, ворота украли на металлолом. К сожалению, об истории этой арки уже никто ничего не помнит. Рядом расположен двухэтажный дом № 50 зажиточного мелитопольца начала ХХ века. Внутри даже сохранилась часть декора и камин. Скорее всего, арка вела во двор именно этого дома. Внутри располагались хозяйственные строения и жилые домики.



Другое дело - дом № 1 по ул. Александра Невского. На массивной арке ворот (а точнее, над калиткой), объединяющей два длинных одноэтажных дома с совместным двором, сохранились инициалы «И Б».



Оказалось, что это инициалы Ильи Бобовича, купца-караима, торговавшего хлебом и зерном. Он также не чурался и общественной деятельности, будучи членом уездного раскладочного по промысловому налогу присутствия и городского присутствия по квартирному налогу.



В книге «Евреи Мелитополя» упоминается, что Илья Гелелович дал деньги Шустерману и Баранову на строительство 4-этажного мельничного здания между Вокзальной и Фёдоровской улицами. Предприятие, по всей видимости, разорилось, и Бобович подал иск на горе-заемщиков в размере 4000 руб.

Многие арки с датами или домовыми знаками уже разрушены или доживают свои последние дни. Снесена и самая старая арка с датой «1868» по ул. Кузнечной (ныне Покровская) вместе с домами, которые она когда-то украшала. Или возьмем, к примеру, угловой дом по ул. Грушевского № 1, больше известный мелитопольцам как «Арарат». До революции принадлежал городскому голове И. Я. Жамгоцову. Со вторым домом по этой же улице его объединяла арка с датой. По крайней мере, так утверждают старожилы. Арка вела в проходной двор, через который можно было попасть в караимскую кенассу. В самом дворе располагались склады и магазины. Сейчас каменная арка разрушена, и вместо нее установлен металлический новодел.

Арки в дореволюционные времена, как и сейчас, выполняли не только декоративную функцию, но и давали возможность возведения стен над проемами без каких-либо перемычек. Для их сооружения обязательно требовалась высокая квалификация и мастерство. Поэтому такие архитектурные конструкции представляют ценность для города и их тоже нужно беречь.

Наискосок от дома Жамгоцова по ул. Вокзальной (Гетмана Сагайдачного, 12) бросается в глаза двухэтажный особнячок с вычурной кирпичной кладкой.



Здесь хронологическая «отметина» с цифрами «1891» на карнизе не поместилась, и ее выложили в очень неожиданном месте - в разрыве сандрика над парой окон. Причем сандрик в виде треугольного фронтона выложен специально под дату.



В. В. Сакун считает, что это именно тот дом Сирицкого на Вокзальной улице, который фигурирует в книге «Евреи Мелитополя» в главе, где описывается погром 1905 года. Возле него спрятались около 200 еврейских женщин и детей. Здесь же сформировался отряд стихийной самообороны, в который кроме евреев вошло много украинцев и русских. Правда, понадобились регулярные войска - две роты Литовского полка и эскадрон Крымского дивизиона - чтобы окончательно навести порядок в городе.

В общем, небольшие циферки и буквы часто скрывают за собой интереснейшие факты из истории городской жизни. К сожалению, большинство горожан уже привыкли к ним и даже не замечают, что их с каждым годом становится все меньше. А как же мы собираемся развивать туризм, если не сохраним знаки «старины глубокой» на фасадах, да и сами фасады исторических зданий? Город наш уже немолодой, и так же, как немолодому человеку, ему уже пора начать прилагать усилия для сохранения своего лица - в данном случае градостроительного и исторического. Иначе пройдет ещесовсем немного времени и можно будет в нашем городе снимать продолжение фильма «Ирония судьбы…», ибо все станет одинаковым: и улицы, и дома, и даже ключи от замков в дверях квартир…

Александр Чухраенко, научный сотрудник ММКМ
Фото автора

В статье использованы материалы из фондов Мелитопольского городского краеведческого музея


Имя:
Ваш комментарий:

гость
7 квітня 2019 г. (14:38)
спасибо! очень интересно!
Дыщ Ярёма
7 квітня 2019 г. (16:25)
Дома имеют жопный вид. По-засранскому за городом следите. Пхайте в жопу свою власть штоб рогом шевелила.
Маршрутка центральный рынок
7 квітня 2019 г. (19:24)
Молодцы !!! Побольше бы такого материала про историю родного города !!
Флавио007
7 квітня 2019 г. (21:43)
Отличный материал!
Позабавило, что в основном караимы, армяне и евреи построили эти здания. 
Древние укры, похоже, не преуспели в градостроительстве. Даже Общество взаимного кредита называлось "обществом", а не "спилкой".
Anonim
8 квітня 2019 г. (07:42)
Так оккупировали же.
Anonim
9 квітня 2019 г. (15:37)
Отличная подборка! Материал супер! 
Только не жалейте места на фотографии. Желательно одну фотографию , чтобы можно было определиться по месту, а вторую фото - именно на указанные даты.
Обязательно сделайте продолжение! 
Anonim
30 квітня 2019 г. (18:03)
Дом Хаджи принадлежал моему деду  по имени и отчеству не  Мордехаевичу, а  Исаю Марковичу. А в здании почты родился и вырос мой отец  Хаджи Марк  Исаевич тоже  был инженером, как и его отец.  В 60-х годах мой отец ездил в Мелитополь т был в этом здании. 

Схожі новини: