День выборов: обратный отсчет
13 січня 2010 09:44
- Я еще такого не видела, - говорит зампредседателя участковой комиссии Валентина Сваричевская, показывая помещение. - Тепло только в небольшой комнате, где мы работаем, обогреватель выделил хлебокомбинат.
А в малом зале, выделенном для заседаний, и в фойе, где будет проходить голосование, - холодно. Плюс портят картину сваленные в кучу кресла и капель с крыши, от нее даже пострадали предвыборные программы кандидатов в президенты, развешенные на стене у входа.
Проблемы с отоплением были и на участке № 2, расположенном в клубе НИИ орошаемого садоводства.
- Здание не отапливалось около пяти лет. В мороз выходили на улицу с заседания, казалось, что там теплее, чем в помещении, - рассказывает председатель комиссии Ольга Осипова. - Но 6 января отопление подключили. Надеемся, до выборов участок прогреется.
8 января на участке как раз были в разгаре ремонтные работы. На это время комиссию переселили в соседнее здание. По словам О. Осиповой, с уличным освещением обещал помочь исполком.
В лучшей ситуации участки, разместившиеся в учебных заведениях. Например, почти идеальные условия для работы комиссий и голосования на 22-м участке, расположенном в ДЮСШ-2 (на фото), и на 52-м, который находится в начальной школе в авиагородке.
Постарались создать таковые и на впервые открывшемся в эти выборы на территории КП «Мелитополькоммунтранс» участке № 14, который раньше находился на заводе безалкогольных напитков. В бывшем красном уголке предприятие сделало ремонт, предоставило мебель, сейфы, телефон.
- Помещение полностью подготовлено к выборам, - говорит председатель комиссии Ольга Ядловская, - за что мы благодарны руководству предприятия.
Избирательные участки № 97 (с. Пивничное) и № 84 (с. Новопилиповка) роднит то, что здесь довольно холодно, они располагаются в неотапливаемых сельских клубах. В Новопилиповке для отопления используют камин, в Пивничном - нагреватель УФО, который приобрел руководитель местного хозяйства. Как рассказал председатель комиссии Тарас Шевченко, в ближайшие дни на участке № 97 будет проведен ремонт электросети, розеток, вкручены дополнительные лампочки.
А вот в с. Заречное на избирательном участке № 98, расположенном в сельской школе, уже сейчас тепло и светло. В селе всего 340 избирателей. А членов комиссии - 28 (по два от каждой партии) плюс наблюдатели. Председатель комиссии Надежда Коробейникова беспокоится, как всех разместить в небольшом школьном холле.
- Телефон у нас на участке есть, но «межгород» отключен, пользуюсь своим мобильным. Зарплата в 213 грн. пойдет на дорожные расходы и связь. Может, о выделении средств удаленным участкам на дорогу и мобильную связь нужно подумать в следующий раз? - отмечает Н. Коробейникова.
В Терпенье в общеобразовательной школе на ул. Сизова, где должен располагаться избирательный участок № 96, 11 января мы, к сожалению, не нашли ни таблички с указанием номера избирательного участка, ни хотя бы одного из членов комиссии. В вестибюле школы за партой у телефона сидела растерянная девушка.
«Дежурящий сейчас член комиссии отошел. Подойдите после 13 часов», - только и услышали.
Что же касается списков избирателей, то на них нареканий достаточно и у горожан, и у членов комиссий. В редакцию «МВ» обратился мелитополец Олег, которому спустя девять лет после смерти жены принесли на ее имя приглашение голосовать.
- Прошел не год и не два, тем более, на прошлых выборах я приносил на участок свидетельство о смерти и в списках сделали пометку, - возмущается горожанин. - А таких, как я, много, представьте сколько голосов. Кто-то будет их использовать в своих целях.
На «мертвые души» сетуют и на избирательном участке № 2.
- Их мы выявили почти в каждом доме, - говорит О. Осипова.
При этом в комиссиях отмечают, что сами избиратели не очень активно приходят исправлять или добавлять данные о себе.
Как сообщил начальник отдела госреестра избирателей Тарас Генов, 11-12 января были распечатаны уточненные списки. Изменения данных были внесены примерно в 1500 случаях.
Около 525 мелитопольцев будут помечены в списках как «неспособные самостоятельно передвигаться», к ним члены участковых комиссий придут с урнами в день голосования на дом.
Кстати, процедура голосования на дому до сих пор остается спорной. Часть участковых комиссий принимает заявления только при наличии справок, подтверждающих состояние здоровья избирателя, часть - без них. Т. Генов отмечает, что, если будет второй тур, избирателям придется обращаться в участковую комиссию повторно, а если будут и копия паспорта, пенсионного удостоверения, и справка, данные о неспособности передвигаться могут быть внесены в реестр избирателей.
В последние годы выборы проводятся регулярно, и жалобы строго делятся на три группы: подкуп избирателей, безобразия со списками и неготовность избирательных участков. С подкупом понятно: здесь процесс взаимовыгодный, помешать этому вряд ли возможно. «Мертвые души» нужны для махинаций - это тоже ясно, но почему в списки из года в год не включают молодых? При том, что не первый год целая армия чиновников получает зарплату за «работу» с реестром избирателей! И что совершенно необъяснимо - почему участки регулярно располагают не в отапливаемых учебных заведениях (которых вполне достаточно), а в заведомо холодных клубах и неработающем кинотеатре?