Реформа: куда уходят деньги, пришедшие за пациентом
30 вересня 2019 07:16
Реформа медицины среди прочего должна была значительно улучшить и материальное положение докторов. «Деньги идут за пациентом» и несут солидные по меркам региона зарплаты.
Но за последние пару месяцев из сельских амбулаторий Мелитопольского района массово уходят семейные врачи – кто-то вообще из медицины, а кто-то остается врачом, но лечить будет пациентов в Германии или Польше.
Редакция «МВ» разбиралась, в чем дело.
Деньги где?
В Мелитопольском районе семейные амбулатории не обеспечены квалифицированными специалистами. Этот неприятный для представителей местного самоуправления и опасный для населения факт уже обсуждали на встрече районных руководителей, сельских голов и представителей районного коммунального некоммерческого предприятия «Центр первичной медико-санитарной помощи» (Центр ПМСП ).
Семеновский сельский голова Андрей Ермоленко рассказывает о своем видении проблемы. Считает, что дело в маленькой зарплате специалистов.
- Деньги, которые должны «идти за пациентом», поступают в Центр первичной медико-санитарной помощи. И там уже чиновники от медицины их перераспределяют, - рассказывает А. Ермоленко.
Приводит пример: один из семейных врачей Семеновки заключил больше двух тысяч договоров. Ежемесячно, теоретически, по его договорам должно приходить порядка 90 тыс. грн.
- Из этой суммы на зарплату врача идет 11 тысяч и на зарплату медсестер порядка 15 тысяч гривен. Итого 30 тысяч. Остальные 60 где? Врач-педиатр «приводит» 71 тысячу гривен. Ему зарплату назначили в семь тысяч – в семь! Остальное где? – почти кричит сельский голова.
Из чего же, из чего же...
Зарплата врача состоит из нескольких составляющих.
Согласно ответу на запрос «МВ», в штате Центра ПМСП 199,75 ставки. При этом врачей - 30 ставок, специалистов с базовым и неполным высшим образованием - 110,5 ставки, младшего медперсонала - 29,75 ставки, другого персонала - 29,5 ставки.
Фонд зарплаты при этом составляет 941 тысячу гривен в месяц.
Сумма в целом вроде немалая, но если посмотреть по каждому медработнику, то получается, что оклад врача - 4,8 тыс. грн, санитарка в среднем получает 4,1 тыс., а медсестра - 4,5 тыс. грн. Это до вычета налогов, заметьте.
Также медработникам начисляется так называемая «премия». Размер ее как раз зависит от количества пациентов, которые заключили договор с врачом и их категории (сейчас это от 370 грн до 1448 грн в зависимости от возраста пациента). А кроме того, размер премии зависит от того, набрал ли врач «норму» - 1800 для семейного врача, 2000 для терапевта, 900 для педиатра - или нет. Если да, то врач получает 10 проц. премии от тех средств, что «идут за пациентом». Если набрал менее 500 деклараций, то премии ему не положено.
Из этой же суммы доплачивается «премия» и медсестрам. В среднем зарплата медсестер составляет половину зарплаты врача.
Младшему медперсоналу (санитаркам) положен только оклад (могут еще доплатить за использование дезинфицирующих средств в районе 200 грн в месяц). А заслуженным врачам добавить собственно «за заслуги».
По информации Центра ПМСП, зарплаты врачей в районе разные – от 7 до 20 тыс. грн, в среднем составляют 11-12 тыс. грн (без вычета налогов). В регионах по соседству примерно так же.
Скрытые расходы
Главврач Центра ПМСП Елена Твердая поясняет: думать, что деньги Национальной службы здоровья тратятся только на зарплаты, – огромное заблуждение.
- За эти средства мы должны обеспечить пациентам гарантированный пакет услуг – бесплатный анализ крови, мочи, быстрые тесты и прочее. За эти же средства мы закупаем бензин, оплачиваем расходы вроде проверки счетчиков. Фактически, бюджет обеспечивает только коммуналку, остальное мы должны выкраивать из тех самых пресловутых денег, «пришедших за пациентом», - говорит Е. Твердая.
Кроме того, государство отменило свое же решение о том, чтобы платить врачу и за пациентов, не заключивших декларации. А для села это очень актуальная проблема. Вот, например, в Константиновке уволилось сразу два врача. Их пациенты не могут заключить декларации с оставшимся терапевтом – тот уже набрал и норму, и свыше нормы. Но обслуживать-то их надо. И оплачивать работу медсестер надо, и работу лаборантов и регистратора. Откуда на это брать деньги? Или в Астраханке врач не набрал необходимое количество пациентов только потому, что в селе нет такого количества населения. Но это же не его вина.
Именно поэтому Астраханский сельский совет, как и некоторые другие территории, использует так называемые «местные стимулы». В Семеновке на себя взяли содержание ФАПов. В Новобогдановке – доплачивают деньги. Новенский сельский совет, например, доплачивает врачу по 6 тыс. грн ежемесячно. Плюс за средства сельсовета повышают квалификацию врача, обеспечивают того жильем, авто и прочее. Именно туда, кстати, ушел врач из Константиновки, где депутаты отказались доплачивать врачу, мотивируя тем, что это обязанность государства.
Деньги откуда
Как сообщили в Национальной службе здоровья Украины, в среднем в месяц КНП «Центр первичной медико-санитарной помощи Мелитопольского райсовета» получает 1,7 млн грн от НСЗУ.
Из бюджета Мелитопольского района с января по июль этого года включительно было получено 1,3 млн грн. Из них затрачено на коммунальные услуги - 799 тыс. грн, на компенсацию рецептов льготных категорий – 115 тыс. грн, на медикаменты (туберкулин, подгузники, калоприемники, слуховые аппараты) – 368 тыс. грн.
Также средства были перечислены сельскими советами:
Астраханский сельсовет перечислил 53 тыс. грн – на выплату зарплаты врачу (так называемые местные стимулы);
Терпеньевский сельсовет - 34,9 тыс. на замену окон;
Новенский сельсовет – 67,8 тыс грн, из них 47,8 тыс. на зарплату врачу и 20 тыс. на кондиционеры;
Семеновский сельсовет – 27,5 тыс. грн на зарплату работникам фельдшерско-акушерских пунктов в Обильном и Ровном;
Новобогдановская ОТГ - 263 тыс. грн, из них 10 тыс. на стимулирующую зарплату фельдшеру, 86,5 тыс. на медикаменты, 153,3 тыс. на комуслуги, 13,2 тыс. на компенсацию рецептов для льготников;
Мирненская ОТГ перечислила 99 тыс. грн – примерно поровну на комуслуги, медикаменты и рецепты для льготных категорий.
Совесть – главный контролер
Кто должен контролировать распределение средств и есть ли утвержденное законодательными актами процентное соотношение по распределению средств, пришедших за пациентом?
На запрос редакции «МВ» в Национальной службе здоровья ответили, что учреждение здравоохранения, которое заключило договор с НСЗУ (в нашем случае Центр первичной медико-санитарной помощи), самостоятельно в вопросах распределения средств при условии соблюдения законодательства относительно эффективного использования средств.
В ответе на запрос указано, что организация оплаты труда регулируется КЗоТ. И для того чтобы коммунальное некоммерческое предприятие взаимодействовало с сотрудниками нормально, должен быть заключен коллективный договор, в котором будут определены нормы труда, расценки, размеры премий и проч.
Что касается вопроса контроля, то ответ НСЗУ звучит так:
«Відповідно до статті 19 Конституціх України органи державної влади та місцевого самоврядування , їх посадові особи зобов*язані діяти лише на підставі та у межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією і законами України… Питання контролю за належним розподілом коштів, отриманих від НСЗУ центрами ПМСД не належить до повноважень НСЗУ».
- Еще несколько лет назад врачи получали по пять тысяч гривен зарплаты, а молодым медикам платили минималку – на уровне санитарок, сейчас зарплаты выросли в три раза. Конечно, всем нам хотелось бы больше. Помочь могут сельские территории – как местными стимулами для врачей, вроде предоставления жилья, выплаты «подъемных» молодым медикам и доплат медикам опытным, так и помощи непосредственно ПМСП – оплатить метрологию (поверка счетчиков. – Авт.), ведь только в этом году центр заплатил за это 177 тысяч гривен, или купить новое оборудование. Помочь может и государство, оплачивая незадекларированных пациентов. Тогда, вероятно, мы сможем пересмотреть размеры «премий» врачам, и они станут получать больше. Пока же у нас такой возможности нет, - резюмирует Е. Твердая.
А тем временем врачи уходят. Сейчас в районе работает 17 докторов, а для полноценного обслуживания территории надо еще хотя бы шесть.
Виктория ЧМУТОВА, «МВ»
Фото Анны Буряк
Общим как воровали деньги чиновники повсюду так и подолжают тянуть . люди видять что ничего не меняется и просто увольняются
А почему не "разложили" раздел -29,5 ставок другого персонала? Очень солидная армия. Деньги должны быть на местах, а ПМСД - максимум до 5 ставок. Вот вам реальная экономия. Плюс упомянутая метрология - это ведь не каждый месяц, а раз в год.
"Деньги, которые должны «идти за пациентом» поступают в Центр первичной медико-санитарной помощи. И там уже чиновники от медицины их ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЮТ" (С) -называем правильно-ВОРУЮТ! В 9 амбулатории на Новом Мелитополе заведующая Рудик Л Н (старая бабка-пенсионерка, какого хрена сидит на должности, непонятно!) запрещает выписывать направления на бесплатные анализы, лекарства, заставляет коллег вместо нее вести приём пациентов , практически самоустранилась от выполнения обязанностей руководителя, творит страшные финансовые махинации и выписывает зарплату себе в 30 тыс гривен!
А че 30? Может все 100 она себе выписывает?))) Сказочники
Зато в районе есть целый заслуженный врач Украины в лице главаы райгосадминистрации - Селевича
А где джипы, которые весной район получил? Отдали один Селевичу на сесиях в Киеве ездить, а второй помощнику Минька тоже по Киеву кататься. А теперь деньги ищите
Ворують, однако. и главное, управы нету