Что изменила Новая украинская школа в подготовке будущих учителей
8 грудня 2019 12:03
В 2016-2017 гг. стартовал подготовительный этап реформы образования. Но настоящий прорыв реформирования произошел в 2018 г., когда были приняты Концепция Новой украинской школы и ЗУ «Об образовании», а НУШ была внедрена в школы. В первую очередь изменения коснулись начальной школы и высшего педагогического образования.
Новая украинская школа – это ключевая реформа Министерства образования и науки, направленная на создание образовательной среды, где ученикам будут не только давать знания, но и обучать использовать их в повседневной жизни. И стартовало преобразование с начальной школы. В 2017/2018 учебном году Концепция прошла апробацию в 100 школах Украины, а в 2018/2019 гг. по ней обучались все первоклассники страны. В этом году НУШ удачно переместилась во второй класс.
Новая украинская школа базируется на десяти ключевых компетентностях, которые учителя должны привить школьникам:
- общение на государственном языке;
- компетентности в естественных науках и технологиях;
- информационно-цифровая компетентность;
- умение учиться на протяжении жизни;
- общение на иностранных языках;
- математическая компетентность;
- инициативность и предприимчивость;
- осведомленность и самовыражение в сфере культуры;
- экологическая грамотность и здоровый образ жизни;
- социальная и общественная компетентности.
Что же реформа Новой украинской школы должна была изменить для учителей? Целью реформирования является содействовать педагогу в профессиональном и личностном росте и дать ему свободу действий – возможность выбирать учебные программы, материалы, импровизировать и экспериментировать.
Теперь учитель ограничен лишь государственным стандартом, где прописано, что должны знать и умень ученики, завершив определенный этап в образовании. А уж как этого достичь, педагог решает самостоятельно.
В частности, это прописано в ЗУ «Про образование», в ст. 54, посвященной правам и обязанностям педагогический, научных и научно-педагогических сотрудников.
Среди прочего, педагоги имеют право на:
- «академічну свободу, включаючи свободу викладання, свободу від втручання в педагогічну, науково-педагогічну та наукову діяльність, вільний вибір форм, методів і засобів навчання, що відповідають освітній програмі;
- педагогічну ініціативу;
- розроблення та впровадження авторських навчальних програм, проектів, освітніх методик і технологій, методів і засобів, насамперед методик компетентнісного навчання;
- вільний вибір освітніх програм, форм навчання, закладів освіти, установ і організацій, інших суб’єктів освітньої діяльності, що здійснюють підвищення кваліфікації та перепідготовку педагогічних працівників».
При этом педагоги имеют и ряд обязанностей, в первую очередь перед теми, кого обучают:
- «постійно підвищувати свій професійний і загальнокультурний рівні та педагогічну майстерність;
- виконувати освітню програму для досягнення здобувачами освіти передбачених нею результатів навчання;
- сприяти розвитку здібностей здобувачів освіти, формуванню навичок здорового способу життя, дбати про їхнє фізичне і психічне здоров’я;
- настановленням і особистим прикладом утверджувати повагу до суспільної моралі та суспільних цінностей, зокрема правди, справедливості, патріотизму, гуманізму, толерантності, працелюбства».
Все вышеупомянутые изменения не могли не отразиться на образовании будущих учителей. О нововведениях в образовании будущих педагогов и не только в нашем городе рассказала директор Учебно-научного института социально-педагогического и художественного образования МГПУ им. Б. Хмельницкого Елена Федорова.
За последний год вуз значительно изменил и расширил сферу своих образовательных услуг и теперь не скромничая называет себя университетом третьего тысячелетия. Что же изменилось в образовательном процессе и как теперь учат тех, кто хочет посвятить свою жизнь образовательной сфере?
Тем легче нашему педвузу было начать работу в новом русле, что первый проректор МГПУ, доктор биологических наук, профессор Ирина Мальцева и руководитель комиссии обеспечения качества образования в университете, доктор педагогических наук, профессор Наталья Сегеда в свое время принимали участие в обсуждении концепции Новой украинской школы, концепции развития педагогического образования и Закона Украины «Об образовании».
И самым главным изменением в образовательном процессе стала практическая направленность в обучении будущих педагогов. Да, у студентов стало больше возможности практической деятельности на семинарских (практических)занятиях. И в институте и на филологическом факультете, под руководством опытных преподавателей, участников Британского проекта «Школьный учитель нового поколения» кандидатов наук, доцентов Гончаровой О.А. и Коноваленко Т.В. работают студенческие экспериментальные группы, которые изучают инновационные методики преподавания английского языка. Одной из особенностей это обучение есть прохождение педагогической практики в школах города на протяжении всего учебного года (один день в неделю). Но изменились также подходы в проведении пар. На сегодняшний день это, в первую очередь, касается будущих учителей начального звена, ведь именно начальная школа первой познала реформы.
Нынче студенты университета обучаются по авторским программам научных сотрудников педвуза, соответствующих вызовам современности. И практическая направленность обучения заключается в том, что студенты сами проходят все то, чему будут учить своих подопечных. То есть все игры, все творческие задания, всем задачи и упражнения студенты выполняют сами.
Дабы студентам было легче окунуться в атмосферу работы в школе, на базе университета открываются различные лаборатории. Для будущих учителей начального звена такой стала педагогическая лаборатория начальной школы как практико-ориентированная среда. Несколько комнат оборудованы по форме и подобию классного кабинета Новой украинской школы, поделенного на семь тематических зон. Здесь у студентов проходят практические занятия. Они, как и маленькие школьники, проводят время в зоне отдыха, проводят пары в зоне обучения и отмечают эмоции в зоне настроения.
Такой образовательный процесс для студентов в радость. Они дружно отвечают, что такие пары посещать им нравится.
На парах будущие учителя начальных классов не только зубрят скучную теорию, но и рисуют, создают программки и делают поделки из конструктора Lego. Работа с конструкторами в последнее время набирает все большей популярности, а МГПУ принимает участие в проекте «Lego Foundation».
Целью проекта является содействие развитию качества образования через всестороннее развитие ребенка, в частности компетенций, необходимых для обучения на протяжении жизни и становления педагога-фасилитатора, который стремится отойти от педагогики копирования, шаблонирования, практики одного правильного ответа и навязывание своего видения ребенку. В основу взаимодействия взрослого и ребенка положено подход «обучение через игру». В рамках проекта Фонд обеспечивает учебные заведения игровыми наборами Lego, проводит обучение педагогов и предоставляет методическое сопровождение заведения.
МГПУ также принимает участие в двух других масштабных проектах: «Интеллект Украины» и проекте поддержки Финляндией реформы образования в Украине. Последний направлен на развитие компетентностей учителей, повышение их квалификации, поддержку институций по повышение квалификации учителей, а также подготовку профстандартов для директоров и учителей начальных классов.
Сегодня МГПУ тесно сотрудничает с городским управлением образования и управлениями образования пяти близлежащих районов и регионов. Так, с января 2018 г. в университете для работников сферы образования было проведено 47 мероприятий, организованных 17 кафедрами, которые посетило порядка 1,5 тыс. педагогов – представителей Запорожской, Днепропетровской, Херсонской и других областей.
Педагоги педвуза проводят как профориентационную работу со школьниками, так и организовывают курсы повышения квалификации для учителей.
В частности, на базе университета работает Методическая мастерская Новой украинской школы. В рамках работы Мастерской проводятся различные семинары, вебинары, тренинги и мастер-классы и сертификационные образовательные программы и многое другое. Было проведено две сессии Мастерской, после чего в июне 2018 г. На базе МГПУ прошла Всеукраинская научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное развитие учителя в условиях реализации Концепции Новой украинской школы». В мероприятии принимал участие и бывший первый заместитель министра образования Павел Хобзей.
В этом году состоялась II Всеукраинская конференция «Личностно-профессиональное развитие учителя Новой украинской школы: мировые практики, украинский контекст», в рамках которой состоялось торжественное открытие четырех лабораторий, в том числе вышеупомянутой лаборатории начальной школы.
Всего с января 2018 г. в стенах университета было проведено 47 мероприятий, организованных 17 кафедрами, которые посетило порядка 1,5 тыс. педагогов – представителей Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей.
Финансовую помощь на реализацию проектов и оборудование лабораторий МГПУ получает из разных источников. В первую очередь это собственные средства университета, в частности сэкономленные на внедрении энергоэффективных технологий. За последние два года значительно возросла финансовая поддержка Министерства образования и науки Украины. В виде дополнительного целевого финансирования на приобретения новейшего оборудования для лабораторий. Ощутимую помощь в развитии и финансировании научных изысканий дает участие преподавателей университета в международных и украинских проектах, а также помощь меценатов из Ассоциации выпускников МГПУ.
Написано красиво, но на практике такие молодые кадры приходят из МДПУ, что только обнять и горько плакать, если не рыдать. Лет через 10, когда нынешние учителя со стажем пойдут на пенсию, детей вообще некому будет учить. Профессиональный уровень многих молодых учителей просто ниже плинтуса. Так ещё ничего не скажи и не подскажи, они это принимают, как оскорбление. Учится ничему не хотят. Мы пришли, любите нас и лелейте. Умные старшеклассники лучше них знают предмет.
Уровень подготовки учителей в этом жидовском ГНЫДНИКЕ ниже плинтуса.Мгпу -мелитопольское городское профтехучилище.Готовит в основном не учителей,а официантов для кафе и продавцов на рынок.Учеба там;потеряное время и деньги.
А кто там кого может научить?Кумовья;братья и племянники.Там мамки с дочками и сыночками.Но это не династии;а сборище тупоголовых даунов.Там липовые ученые-доценты с кандидатами.ЗАКРЫТЬ.И это будет правильно.Одного универа будет достаточно в Запорожье.Ну какой факультет физкультуры или например истории.Кто их учит,коммунист Гудзь,пусть откажется от диссертации,которую он списал,о роли КПСС в рабочем движении,а теперь он патриот.Просто противно.
Нужно срочно убирать амебообразного гундосого жида солоненко.Как мог покойный Иван Павлович вырастить около себя двух таких негодяев как солоненко и молодыченко.Просто два конченых моральных урода.
Судя по кубикам конструктора которые мелькают на 3 фото, главная задача учитель НУШ - научить детей собирать конструктор.
Весь смысл так называемой "новой укр. школы" сделать недоступным нормальное образование для неРАБОВ. Тупым быдлом проще управлять и втюхивать всякую ересь типа армовира. Так что пед.бурса готовит "достойных учителей" для кастрюлеголового стада.