Как церковная колокольня летчика из Мелитополя в бою спасла
12 грудня 2019 10:54
Запорожский публицист Владимир Шак опубликовал интересную историю о нашем городе
Герой Советского Союза, гвардии генерал-майор авиации Петр Середа, о котором я хочу рассказать, родился 3 декабря 1917 года в Мелитополе. Окончил Мелитопольский аэроклуб и Качинскую школу пилотов. На фронте – с июня 1941 года. К концу войны произвел 421 боевой вылет на разведку и штурмовку позиций противника и, проведя 67 воздушных боев, сбил 15 немецких самолетов лично и еще три – в группе. К званию Герой Советского Союза представлялся дважды – 6 сентября 41-го и 11 мая 42-го. Геройское звание мелитопольцу было присвоено 22 ноября 1942 года. Кроме этого, он был награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. С 1963 года - в запасе. Жил и умер [7 декабря 1984 года] в Ростове.
*
В архиве я без труда отыскал наградные листы, заполненные на мелитопольца. Вот что записано в первом представлении к званию Героя: «Показал себя бесстрашным летчиком. 14 июля… искусно маневрируя на малой высоте, вместе с мл. лейтенантом Деменок зажгли один самолет противника и, несмотря на превосходящие силы противника, обратили вражеские самолеты в бегство. В этом бою был ранен тов. Деменок, т. Середа, прикрывая раненого товарища, обеспечил его посадку на своей территории. … достоин присвоения звания Герой Советского Союза».
Заинтересовавшись, как можно было «обратить в бегство» пилотов Люфтваффе, которые вряд ли были робкими и нерешительными, я выяснил детали того боя – его описал бывший начштаба авиаполка, в котором служил мелитополец, доктор военных наук, генерал-майор авиации Георгий Пшеняник. Читаем вместе:
«Комэск Середа и его товарищ, младший лейтенант Василий Деменок… где-то на подходе к Жмеринке увидели группу "юнкерсов". Не сговариваясь, решили атаковать их. Немцы, заметив наши самолеты, увеличили скорость. Имея преимущество в высоте, Середа и Деменок на пикировании нагнали врага и открыли по одному из "юнкерсов" огонь. В этот момент Василий почувствовал, что его пулемет заело, и тогда он пошел на таран. Летчику удалось срезать часть хвостового оперения "юнкерса", но тот продолжал держаться в воздухе. Поврежден был и самолет Деменка - пришлось идти на вынужденную посадку.
Тем временем Середа, поняв, что "юнкерс" все-таки продолжает уходить, догнал его и меткой пулеметной очередью поджег. В этот момент в воздухе появилась четверка "мессершмиттов" и набросилась на самолет Деменка, подыскивающего место для посадки. Середа успел заметить это и резким разворотом пошел на "мессеров" в лобовую атаку. Немцы отвернули в сторону.
Искусно используя горизонтальный маневр, в котором И-16 явно превосходил "мессера", Середа уходил из-под атак наседавших фашистов. А сознание сверлила тревога: "Долго это продолжаться не может". И здесь Петр увидел под собой небольшое село, а в центре его - церковь с высокой колокольней. "Спаси, господи!.." - с какой-то отчаянной лихостью бросил он машину вниз. И вот его истребитель крутит вокруг колокольни виражи, а четыре "мессера" как бы в растерянности наблюдают со стороны за этим дерзким "аттракционом". Именно дерзким! Это ведь только на бумаге легко написать: "крутит вокруг колокольни виражи". Выполнить такой маневр мог лишь большой мастер летного дела. Петр Середа был именно таким мастером».
Пилоты Люфтваффе, как можно понять, просто опешили от виражей нашего летчика. «Сумасшедший, наверное, - подумали они, - ну его к бесу!» И… убрались восвояси [обратились в бегство, как потом, совершенно справедливо, будет записано в наградном листе]. А это только и нужно было комэску! Дотянув до своих, он, пересев на У-2, отправился выручать совершившего вынужденную посадку друга.
Со вторым представлением к званию Героя я тоже знаком: «Капитан Середа показал себя отважным летчиком-истребителем… имеет 270 боевых вылетов». Далее идет традиционное в таких случаях описание некоторых боев и – заключение: «достоин звания Герой Советского Союза». И следует подпись командующего 4-й воздушной армией генерала Константина Вершинина – с примечательной припиской: "Тов. Середа подлинный герой... Он совершил несколько подвигов. Один из них состоит в том, что получив задание разыскать войска 9-й армии, садился в расположении противника и выполнил задание". Между прочим, при выполнении этого задания пилот из Мелитополя тоже вступил в бой с немцами, но не в воздухе, а на земле: заметив колонну красноармейцев, он посадил свою машину возле них, а это оказались… пленные, которых конвоировали гитлеровцы. Фашистов было четверо, он – один. «Несколько секунд, расскажет об этом случае уже цитированный мной генерал Георгий Пшеняник, Середа смотрел в глаза старшему из гитлеровцев, словно гипнотизируя его. Потом, неожиданно для всех, бросился к самолету, с разбега уцепился за борт, чтобы подтянуться на руках и попасть в кабину. Немцы было опешили от этой внезапной дерзости, но тут же открыли беспорядочный огонь.
Крепкое, пружинистое тело Петра отяжелело: в груди и в правой ноге он ощутил жгучую боль. Одна пуля прошла через правую лопатку навылет, задев подбородок, вторая впилась в ногу. Тут же кто-то из фашистов подбежал к Середе и, вцепившись в сапоги, попытался оторвать его от самолета. Летчик собрал остаток сил, выхватил пистолет и выстрелил в упор. Немец осел на землю. Воспользовавшись замешательством и превозмогая боль, Середа еще раз подтянулся на руках, перекинул себя в кабину, схватился за ручку управления и дал полный газ. Правая нога в набухшем от крови сапоге онемела: летчик не смог нажать на педаль. Но это дало совершенно неожиданный эффект: самолет развернуло на левом колесе, он описал на земле вираж - ударом крыла и струей воздуха от винта гитлеровцев уложило как скошенных. Самолет еще дважды прокрутился на левом колесе. Наконец, Середе удалось каким-то невероятным усилием выдержать направление самолета на разбеге и… взлететь».
Советский истребитель И16 явно превосходил мессера?Несмешите! МессершмитBf109 был признан лучшим истребителем второй мировой войны
Смотря, кто им управлял
За время войны самые знаменитые советские летчики Кожедуб сбил 59 враж самолетов и Покрышкин сбил 62 враж самолета. , в то время как летчики люфтваффе сбивали по 100, 200 и 300 советских самолетов а самый знаменитый немецкий ас люфтваффе полковник Хартман сбил 352 советских самолета и последний свой воздушный бой провел в небе над Берлином 8мая 1945г сбив новейший советский истребитель Як 11. Так что летчики люфтваффе были подготовлены в 10ки раз лучше и вели бой гораздо эффективней . На один сбитый немецкий самолет приходилось 10-15советских ,вот такое примерно соотношение. А немецкий ас Хартман попал в плен и советский генерал Игнаров узнав об этом, в пьяном угаре: схватил немца за грудки крича я тебя мразь фашистская сейчас удавлю за сбитые 100ни наших самолетов и загубленные души , на что бледный полковник люфтваффе спокойно ответил:Господин русский генерал я в честном бою сбил 352 ваших самолета и 352 раза смотрел смерти в лицо . так что я не боюсь и мне плевать на вас ...в 1950г был освобожден .умер вроде как в 1998г в небольшом немецком городке . Немецкое правительство хотело торжественно похоронить самого достойного летчика в истории Германии , но в завещании Хартманн попросил похоронить его скромно, как гражданское лицо .
Сухс,но скоро наши придут....
В люфтваффе один сбитый самолет в группе защитывали каждому пилоту, в отличие от совеских пилотов,которым засчитывали только лично сбитые самолеты.