Братскую могилу, расположенную в городском парке, перенесут
27 січня 2020 16:15
Сегодня на заседании областной комиссии по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий решалась судьба Братской могилы на территории парка культуры и отдыха им. Горького.
Сейчас в парке начата реконструкция территории около фонтана "Русалка". Обновление коснется и зеленой зоны, расположенной рядом. Как ранее рассказывал журналистам MV директор паркового КП Олег Обрезанов, эту территорию застелют рулонным газоном.
Именно на этом участке холмом возвышается братская могила.
Сегодня на заседании в области было принято решение о перезахоронении останков похороненных там людей. Как рассказал О. Обрезанов, заниматься этим будет лицензированная организация, имеющая соответствующие разрешения на подобную деятельность. Куда перенесут кости, пока неизвестно.
Напомним, согласно данным краеведов, братская могила в парке — холм, где были похоронены расстрелянные деникинцами 29 декабря 1919 года двадцать шесть коммунаров — первые члены уездного комитета РСДРП.
На сайте "ВМелитополе" опубликованы материалы известного краеведа А. Н. Алексеева, проливающие свет на события, развивавшиеся в морозные зимние дни месте нынешнего городского парка им. Горького. В статье «О памятнике гражданской войны» («Правда Мелитополя» от 2 февр. 2004 г.) приводятся сведения о трагической гибели конного отряда мелитопольской милиции в бою белогвардейцами:
«Правда Мелитополя» уже писала в ноябре прошлого года о памятнике истории в городском парке — могиле 26 мелитопольских коммунаров, погибших е Мелитополе в период гражданской войны (№ 46 от 13.11.2003 г.). Время стерло из памяти людей те события которые стали причиной гибели коммунаров — ведь с тех пор сменилось почти два поколения людей, и живых свидетелей тех событий уже не осталось. Тем не менее, мы знаем, что в довоенное время это историческое место почиталось мелитолольцами, что о погибших помнили, как о героях, сражавшихся и сложивших головы за власть Советов. И потому каждая новая краеведческая находка (гипотеза, предположение), пусть даже не до конца проясненная, но, возможно, связанная с описываемыми событиями, имеет большое значение для восстановления исторической истины.
С одним из таких предположений обратилась к нам журналист, автор многих публикаций в газете, Г. А. Маевская. Она принесла изданную ею в 2000 году брошюру «Зори на крыльях», в которой описывается жизнь нашего земляка Ростислава Андриановича Бабкина... Отец Ростислава Андриановича Андриан Минаевич Бабкин был с юношеских лет связан с народниками, а затем с революционерами-большевиками. Активно участвовал в революционных событиях 1905 года. А после Октябрьской революции 1917 года был избран мелитопольцами председателем волостного ревкома, который располагался в то время в районе Кизиярского сельпо по дороге на железнодорожный вокзал (после Великой Отечественной войны там находилась «Сельхозтехника»). Сын сохранил воспоминание отца об одном трагическом событии периода гражданской войны.
...Власть в Мелитополе постоянно менялась, то белогвардейцы в городе, то петлюровцы, гайдамаки, немцы, англичане, а то и махновцы или банда Маруси-эсерки. Однажды случилось так, что в город ворвались белогвардейцы и вытеснили милицию (других вооруженных красноармейских отрядов в то время в городе не было). Затем они стали наводить в городе свои порядки. В Кизиярском волостном ревкоме ими были захвачены A. M. Бабкин и его двое товарищей. Здесь же во дворе ревкома их решили повесить. Председателя ревкома повесили последним. Но в это время во двор ревкома ворвался конный отряд милиции и белогвардейцы стали отступать в направлении к южной окраине города. Из повешенных окрестные жители смогли спасти лишь А. М. Бабкина.
А конники гнали белогвардейцев по городу до Акимовской (ныне Кирова) улицы. И только там те поняли, что их гонит и рубит в несколько раз меньший по численности отряд: всего лишь в двадцать пять сабель. На пустыре за городом, там где сейчас расположен парк, отряд конной милиции был окружен и уничтожен. Весь отряд смельчаков-конников был порублен беляками.
Была зима, сильный мороз. Белогвардейцы, захватившие на несколько дней власть в городе, под страхом смерти запретили местным жителям хоронить погибших. А когда город был снова освобожден Красной Армией, на месте последнего боя милиционеров их и похоронили в братской могиле. Прошло 8 лет. На месте пустыря горожане стали высаживать деревья, создавать городской парк. Чтобы среди посадок братская могила не затерялась, на ее месте насыпали небольшой холм, типа кургана, и поставили каменный обелиск. Имен погибших в то время уже никто не знал, а всех защитников революции называли одним именем — коммунары. Так и вошел в историю Мелитополя этот памятник, как «братская могила 26 коммунаров, погибших в бою с белогвардейцами 29 декабря 1919 года»...
В 1937 году к этой могиле было произведено подзахоронение членов экипажа танкетки, который погиб во время наводнения.
Вспоминает Станислав Петрович Мячин:
Завод им. Воровского до войны выпускал машины-танкетки. Экипаж каждой состоял из трех человек: механик-одитель, стрелок-радист, командир.
Вначале машина была сухопутной и предназначалась для ведения разведки, затем было принято решение сделать ее плавающей по типу «амфибии», закрепив позади водомет.
В 1937 году была очень снежная зима. В конце февраля и в начале марта началось бурное таяние снега и в город пришла беда — наводнение.
Навсегда в мою детскую память врезались эти трагические дни. Мы жили по ул. Профинтерна, 1. Отец собирался на работу во вторую смену он работал в артеле «Металлообъединение» (ныне завод «Старт»).
Вдруг вода стала подступать ко двору, а потом и к дому.
Отец, видя это, попросил помочь соседа, и они успели бросить несколько мешков с песком, чтобы забаррикадировать доступ воды в коридор.
Но, сорвав плинтус с пола, вода ударила фонтаном и стала бурно затапливать комнаты дома. Помню, как мама металась по дому, собирая вещи, как соседи тащили на чердак свиней, овец, кур. Отец взял меня на руки, мама взяла отца под руку и, через бурлящий поток и плывущие с большой скоростью льдины, мы направились к бане. Там уже собралось много людей. Все ждали лодок, но их было мало, а вода все прибывала. Был страшный гул, шум воды был зловещим, тем более, что все это происходило в сумерки — надвигалась ночь. Родители решили идти к самому высокому месту в городе — Бердянскому мосту. С большим трудом мы шли по ледяной воде. Когда добрались до Бердянского моста, стихия бушевала уже вовсю. Вода мощными потоками хлынула в город, затоплены были многие дома, улицы.
Командный пункт по спасению людей располагался на Бердянском мосту. Помню, как на мосту стояли две танкетки, стол с рацией. Председатель Осовиахима дал распоряжение командиру танкетки переправиться в с. Константиновку, чтобы как можно скорее приступить к эвакуации людей.
Были сумерки. Механик-водитель опробовал двигатель, танкетка спустилась с насыпи моста и двинулась в сторону Константиновки. Водомет работал исправно и танкетка двигалась. Слабо мерцал бортовой огонек. Радист Осовиахима держал связь, однако, спустя мгновение раздался треск. Огромная льдина ударила в левый борт танкетки и она опрокинулась. Экипаж не смог выбраться из перевернутой танкетки и погиб.
Когда вода сошла, помню, как я, возвращаясь со школы, около Бердянского моста, увидел толпу людей, конную милицию.
Забравшись на мост, я увидел, как трактор ЧТЗ спустился с насыпи и пошел в сторону перевернутой танкетки. Зачалив трос, танкетку перевернули, а потом вытянули ее на Бердянский мост, открыли люки и извлекли двух погибших членов экипажа.
На похоронах в парке собрался весь город. Люди плакали. Звучал траурный салют. После пережитого наводнения и этой трагедии всем было очень тяжело.
В кои-то веки хорошая публикация-очерк из истории нашего города. Спасибо, МВ!))