18 лютого 2020 20:34

«Шанидар Z»: в Ираке нашли останки неандертальца - впервые за последние десять лет фото

В пещере Шанидар, что на севере Ирака, нашли остатки неандертальца. Впервые за последние десять лет найден скелет является артикулированным - то есть кости расположены так же, как и при жизни.

О находке сообщил Кембриджского научное издание Antiquity. Сохранились, в частности, остатки верхней части туловища и разбитый череп, принадлежащих, вероятно, неандертальцу среднего возраста или старше.

По словам исследователей, найденный скелет, которого назвали «Шанидар Z», позволит узнать больше подробностей об этом виде - от особенностей его ДНК с тем, какие были у неандертальцев ритуалы погребения и насколько они напоминают наши.

«Большинство исследований о том, как неандертальцы относились к умершим, вынуждено ссылаться на находки 60-летней или даже 100-летней давности, когда археологические средства были более ограниченными», - отметила в комментарии BBC Эмма Померой, исследовательница Кембриджского университета.

В пещере Шанидар раскопки остатков неандертальцев ведутся с 1950-60-х годов. Тогда группа археологов во главе с профессором Колумбийского университета Нью-Йорка Ральфом Солецки нашла остатки 10 неандертальских мужчин, причем на одном из скелетов обнаружили грудки пыльцы.

На основании этого Солецки предположил, что неандертальцы хоронили своих умерших родственников с цветами. После этого в научных кругах начались десятилетия обсуждений того, насколько эта гипотеза является действительной.

К «Шанидар Z» в последние найденными остатками неандертальца были те, что открыли в 2010 году в Испании. В 2014 году при руководстве того же Солецки раскопки в Шанидар возобновились, однако из-за войны против «Исламского государства» в регионе их смогли восстановить только в прошлом году. Сам Солецки умер в 2019-м - ему был 101 год.

Неандертальцы - это ископаемый вид человека, населявшего Европу и западную Азию в 230000-27000 годах до нашей эры. Считается, что неандертальцы некоторое время жили рядом с человеком разумным и между этими двумя видами могло происходить скрещивание.

Источник: hromadske.ua