Не коронавирусом единым - как в Мелитополе лечат от туберкулеза
15 березня 2020 21:10
Судьба Мелитопольского противотуберкулезного диспансера повисла в воздухе. По городу пошли слухи, что его закроют, как и десятки других на территории Украины, а все больные пойдут к семейным врачам и понесут болезнь в массы.
И действительно, предпосылки к тому, что стационар закроют, есть. Стационар, а не всю службу целиком. 1 апреля стартует второй этап медреформы, и предполагается, что финансирование фтизиатрической службы будет несколько иным, по сравнению с другими учреждениями медпомощи. Так, согласно новой формуле финансирования, бюджет фтизиатрической отрасли Запорожской области на 2020 г. составит 34 млн грн, что почти в три раза меньше, чем потребность, которая была бы в 2020 г. Отсюда вывод - сеть должна быть изменена. Об этом речь шла на одном из брифингов в стенах Запорожской обладминистрации, посвященному реформированию отрасли.
Решение принято - будем менять
В декабре 2019 г. депутаты облсовета проголосовали за то, чтобы Мелитопольский противотуберкулезный диспансер прекратил свое существование как отдельное юридическое лицо и вошел в состав областного противотуберкулезного клинического диспансера. Что будет дальше, до сих пор не ясно. И все упирается, традиционно, в деньги.
- Сегодня рассматриваются три плана функционирования и размещения стационарных отделений на территории области. Первый - оставить все, как есть, но дофинансировать 80 млн грн за счет медицинской субвенции, - озвучил имеющиеся варианты заместитель главы Запорожской ОГА Иван Федоров. - Второй вариант - это тот, который разработан департаментом здравоохранения облгосадминистрации и фтизиатрической службой. Согласно ему, должны остаться фтизиатрические отделения в Бердянске и Мелитополе. Планируется бюджет на содержание стационара, где ранее лечились больные, но в сокращенном виде - в размере 88,7 млн грн. И, согласно третьему варианту, если мы не получим субвенцию, бюджет составит 34 млн грн.
Ежемесячно в стационаре Мелитопольского тубдиспансера в 2019 г. проходили лечение около 30 человек. Всего же в минувшем году помощь здесь получили 374 пациента. В диспансерном отделении ежемесячно на амбулаторный прием попадали свыше 3,5 тыс. пациентов, в течение года - более 42 тыс. В коллективе тубдиспансера 122 сотрудника. Часть из них, не дожидаясь конца реформы, ушли с должностей по собственному желанию.
Система устарела
Но если копнуть глубже, окажется, что недостаток финансирования - лишь вершина айсберга. В Минздраве заявили, что система предоставления противотуберкулезной медпомощи в Украине крайне устарела, она неэффективна в плане лечения и целесообразности расходования средств, а главное - губительна для пациентов. Поэтому ее нужно менять. Чем сейчас и занимаются.
Итак, что же не так с имеющейся системой? Что врачи тубдиспансеров делают неправильно? Популярно на своей страничке в «Фейсбуке» это разъяснила экс-министр здравоохранения Украины Ульяна Супрун:
- К тому времени, когда эта система создавалась, не было эффективных лекарств против туберкулеза, поэтому пациентов размещали в противотуберкулезные больницы, диспансеры или санатории на длительное время. Теперь такие лекарства есть, они доступны в Украине и за пару недель их приема человек прекращает распространять болезнь.
Почти каждый четвертый случай туберкулеза в Украине - это мультирезистентный туберкулез (МРТБ), который не поддается лечению противотуберкулезными препаратами первой линии. И этому частично способствует неэффективная система оказания помощи в туберкулезных диспансерах. Ведь длительное пребывание в стационаре и отсутствие разделения больных с различными формами туберкулеза увеличивает риск повторного заражения и способствует распространению МРТБ.
Собственный опыт
О том же говорит и мелитополец Виталий Осетинский, социальный работник благотворительной организации «Все возможно», член всеукраинской организации «TBPEOPLE UKRAINE». Медработник по образованию, Виталий сам в свое время перенес мультирезистентный туберкулез, так что знает о проблеме не понаслышке.
- Сегодня ВОЗ требует, чтобы пациенты размещались по одному в палатах, - говорит Виталий. - Но когда я лежал в стационаре, и уверен, так же остается и сейчас, в палатах были 8, 10, 15 коек, на которых лежали люди с разными штаммами туберкулеза, в том числе и с расширенной резистентностью - самым серьезным, который на то время, когда лечился я, считался практически неизлечимым. Такой стационар действительно приносит больше вреда, чем пользы.
Второй вопрос - длительность лечения. В развитых странах пациенты с туберкулезом находятся в стационаре около 14 дней (такую продолжительность пребывания в стационаре также рекомендует ВОЗ), далее - лечение происходит амбулаторно. То есть пациенты могут жить обычной жизнью, ходить на работу, встречаться с родственниками и друзьями, регулярно принимая лекарства. Зато в Украине средняя продолжительность пребывания больного в туберкулезном диспансере - 88 дней. Мультирезистентный туберкулез у нас лечат в течение восьми месяцев, и все это время пациент находится в изоляции. То есть, скорее всего, теряет работу, а иногда и семью.
- При этом нужно понимать, что пациент становится незаразным в течение двух-трех недель, с того момента, как начинает получать лечение, - говорит Виталий. - Концентрация препаратов, как только пациент начинает лечение, в выдыхаемых капельках превышает концентрацию в крови в десятки раз. То есть даже если он бактериовыделитель, он не может никого заразить. Заразны у нас пациенты, которые не лечатся.
Непременно оставить
Именно поэтому полное закрытие стационара в Мелитополе станет большой проблемой для многих горожан. Да, стационар нуждается в модернизации, но без него не обойтись.
- Туберкулез - это проблема социально уязвимых групп, в первую очередь, - говорит В. Осетинский. - Поэтому услуги по лечению туберкулеза должны быть низкопороговыми, любой человек даже с самым низким социальным статусом в любом состоянии должен иметь возможность получить надлежащую помощь в своем городе. Представить, что бездомный человек или потребитель инъекционных наркотиков согласится добровольно ехать из Мелитополя в Запорожье, чтобы лечь в стационар - я не могу. К тому же стационар для некоторых - это единственный способ выжить. Речь идет о людях без работы и прописки, для которых медицинский паек - спасение, а палата стационара - крыша над головой. Это первый негативный момент. Второе - если останется одно стационарное отделение на всю область, и в него будут направлены все, нуждающиеся в стационарном лечении из области, мы получим опять же перегруженный тубдиспансер, но теперь уже областного уровня. И об инфекционном контроле снова не будет и речи.
С апреля 2020 г. НСЗУ будет оплачивать один пролеченный случай туберкулеза по тарифу 20,6 тыс. грн в год. Тариф включает диагностику, лечение в стационарных и амбулаторных условиях и бесплатные лекарства по госпрограмме, которые закупаются отдельно и централизованно.
Все к семейным врачам
Главная «страшилка», которую активно обсуждают мелитопольцы в связи с реформированием противотуберкулезной службы - пациентов с туберкулезом вместо фтизиатров будут лечить семейные врачи. А, значит, они будут стоять в общих очередях с детьми в амбулаториях. Отчасти этот слух подогревают и в самом Минздраве, заявляя, что «врачи первичной медицинской помощи будут выявлять пациентов с подозрением на туберкулез и направлять их на обследование в сотрудничестве с врачами-фтизиатрами. Вместе они будут определять, какая форма лечения и в каком заведении лучше подходит для конкретного пациента».
Но готовы ли семейные врачи выявлять и консультировать больных? Да и к кому пойдут бездомные и только что освободившиеся из мест лишения свободы? Едва ли у них есть подписанные декларации.
- Осенью минувшего года на базе «Все возможно» мы проводили «круглый стол» на эту тему с семейными врачами - рассказывает В. Осетинский. - Опыт показал, что они вообще не ориентируются в теме туберкулеза и не готовы работать в этом направлении. Да и нагрузка на семейных докторов очень большая. У большинства из них более 2 тыс. своих пациентов. Куда им еще заниматься больными туберкулезом.
Похоже, самый оптимальный вариант для Мелитополя и большинства городов Украины - оставить стационары на местах, но сократить и непременно модернизировать. Именно за это готовы бороться и врачи, и пациенты. В Украине это движение уже началось. На сайте Президента зарегистрирована петиция, медики выходят с пикетами под стены Верховной Рады, на сессии Запорожского облсовета общественники в масках требовали сохранения тубдиспансеров. Но будет от этого толк? Покажет время.
Противоречиво звучат комментарии этого так называемого медика Осетинского ,что делать с социальными группами больных? Две недели в стационаре,а затем на улицу: бомжей,наркоманов и других... И где уверенность ,что через 2 недели лечения больной уже не заразен. Мультирезистентный туберкульоз так называется из-за устойчивости возбудителя к антибактериальным и химеопрепаратам.
Странные они все эти работники благотворительных организаций,немного зомбированы и сильно экзальтированы