Приазовские молокане сегодня: чем живут и как хранят традиции

Переглядів: 2437

6 січня 2021 14:02

Приазовские молокане сегодня: чем живут и как хранят традиции фото

В XVII в. с началом реформы Российской православной церкви земли Украины стали заселять староверы, старообрядцы или раскольники. Одними из таких были молокане, которые в 1820-30-х гг. выехали, а позднее были принудительно переселены на земли Приазовья. Здесь они и живут по сей день.

Молокане, как и многие другие духовные сообщества, организовались в XVIII в., когда Петр I ограничил власть православной церкви, что дало людям возможность самостоятельно изучать и трактовать Библию. Молокане трактую свое название как те, что потребляют словесное молоко, то есть читают Святое Письмо.    

Поселившись в Приазовье, они основали свои поселения. Одним из таких стало село Нововасильевка, ныне часть Приазовского района и центр Нововасильевской ОТГ. Назвали населенный пункт в честь первого поселенца и главы местного молоканского сообщества Василия Чернова. С тех пор село активно расстраивалось, туда приезжали уже большими семьями, возвели школу и дом для традиционных воскресных собраний.

Предки древних молоканских родов хранят историю Нововасильевки. Помимо В. Чернова здесь известно и имя Василия Мазаева. Он занимался овцеводством и выведенную им породу овец как мазаевскую знают во всем мире. После себя он оставил здание, которое с 1860 г. служило молоканам молитвенным домом, затем клубом, потом помещением партийного районного комитета. Сейчас в этом здании расположились взрослая и детская библиотеки и краеведческий уголок с литературой про молокан и старыми фотографиями села.   

Об истории зарождения села до сих пор помнят и передают потомкам внуки и правнуки первых поселенцев. А рассказать есть о чем.

Например, не каждый знает, что в свое время в Нововасильевке работала своя мастерская по изготовлению кожаных изделий – шорня. Работников туда отбирали, обращая внимание на то, каким кандидат был едоком. На работу брали лишь тех, кто хорошо ест.   

В конце XIX в. в селе появляются кирпичный и черепичный заводы, мельница с газогенераторными двигателями и различные ремесленные мастерские. Вместе с промышленностью развивалось и сельское хозяйство. Ведь молокане в первую очередь – это земледельцы и скотники, животноводы, пчеловоды и садовники. Многие переняли способности предков, а некоторые продолжают семейное дело, начатое чуть не два столетия назад.

Молоканские семьи жилы небольшими островками, дети строили собственные дома рядом с родительским. С приходом советской власти гордость местных жителей превратилась в объект неуважения – в 30-х гг  XX в. село, как и другие населенные пункты, страдало от раскулачивания.

Помимо этого советская власть запрещала одну из главный частей духовной жизни молокан – собрания. Место их встреч мало походило на традиционную церковь с иконами, а вера не признавала обряды крещения и причастия. Но собираться дважды в день для чтения Святого Письма и пения псалмов все равно было опасно. Поэтому они тайно собирались в частных домах.

Такие изменения значительно повлияли на последующие поколения. Дети, рожденные в 50-хх г. прошлого века уже не знали, что такое собрания, ездили в пионерские лагеря и были полностью советскими детьми. Сегодня на традиционные воскресные собрания в Нововасильевке ходит порядка 30 молокан, большинство из которых – пожилые люди. Малая толика потомков коренных жителей перешла в баптистскую церковь, часть подалась в недавно появившуюся греко-католическую церковь. Но большинство молокан, рожденных в советское время, приняли православную веру.

В 2006 г. в Нововасильевке было создано культурное общество «Русь». Его создавали с целью возрождения традиционного молоканства, популяризации этой культуры и передачи ее детям. Возглавила общество Татьяна Куцова.

Со временем в селе создали полноценный музей молоканской культуры. Под него арендовали историческое здание – дом, возведенный еще в 1864 г. местным промышленником Калмыковым, изначально служивший местом проведения молодежных молоканских собраний.

Здание отремонтировали и начали сносить туда предметы быта, которыми пользовались предки. Так в Нововасильевке образовался музей быта первопоселенца «Русский дом». Кроме предметов быта приносили и художественные работы. Картин местных мастеров хватило на открытие полноценного выставочного зала.

Самая интерактивная комната в музее – бабушкина.

Последняя музейная комната отдана под прием гостей. Как правило, здесь встречают представителей других национальностей, населяющих Приазовский район. Традиционные посиделки со временем превратились в фестиваль «Добрососедский чай», которому уже шесть лет.  

Традиционными вкусносятми молокан являются блинцы и рваные пышки. Это тоненькие блинчики, которые готовят на молоке. В идеале литр молока уходит на 53 блинца. Мастерской хозяйкой считается та, которая сумела из того же количества молока приготовить 64 тоненьких блинчика. После жарки блинцы складывают один на один, заливают сметаной и отправляют в духовку.

Рваные пышки готовятся на кефире. После жарки, еще горячими их разрывают на куски и обмакивают в сливочном масле. Пышки также выкладываются шарами и заливаются домашней сметаной.

Но больше всего молокане любят домашнюю локшину. Нововасильевские женщины готовят ее на яйцах и муке, без соли и воды. Главный секрет заключается не в ингредиентах, а в процессе приготовления, сохранившемся с давних времен.

Месит тесто всегда одна женщина, раскатывает другая. Толщину определяют по скатерти – если орнамент на ней просвечивается через тесто, то оно готово к следующему этапу, когда тесто складывают в несколько шаров, высушивают и нарезают.

Подают лошкину с мясом птицы, так как употреблять свинину не позволяет вера.     

В 2008 г. на базе общества был создан ансамбль «Райская птица». Выучив старые молоканские песни и псалмы, участницы ансамбля стали посещать различные фестивали, в том числе и международные. Самой большой гордостью для «птичек» стало участие в фольклорном фестивале «Троицкие хороводы», который проходил в 2011 г. в Орловской области.  

Молоканы – российский народ. Нововасильевские молокане хранят традиции своих предков, но родиной считают Украину.


 

Источник ukrainer.net



Имя:
Ваш комментарий:

Аноним
6 січня 2021 г. (15:03)

Нет такой церкви. Есть Русская Православная Церковь.

Мелитополец
6 січня 2021 г. (16:55)

Молодцы! Память предков помагает им ЖИТЬ и энергетически поддерживает!

Аноним
6 січня 2021 г. (17:02)

молокана хлебом не корми.. дай только пососать

видал
7 січня 2021 г. (13:10)

Это ты станешь,а они живут

Володимир Турчин
6 січня 2021 г. (17:36)

они уже полтора года власовскими тряпками махают

видал
7 січня 2021 г. (13:08)

И правильно делают

Максим Стоялов
13 січня 2021 г. (01:21)

Моя бабушка Надежда Петровна Малышкина (Жмаева) была молоканкой. 


Схожі новини: