НСЗУ обещает финансировать лишь те больницы, которые доступны людям с инвалидностью

Переглядів: 1282

9 січня 2021 16:01

НСЗУ обещает финансировать лишь те больницы, которые доступны людям с инвалидностью фото
В Мелитополе не все медучрежедния доступны, но город с каждым годом меняется

Одним из главных требований при заключении договора между учреждением здравоохранения и Национальной службой здоровья (НСЗУ) с 1 января 2021 будет наличие условий для медицинского обслуживания и свободного доступа к зданиям и помещениям людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Об этом заявила первый заместитель министра здравоохранения Ирина Садовьяк.

Согласно статье 26 закона Украины« Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине »и лицензионными требованиями, учреждения здравоохранения обязаны обеспечить условия для свободного доступа лиц с инвалидностью в помещения, - отметила чиновница.

Нет доступа – нет денег для больницы. Причем не только на лечение так называемых маломобильных, но и всех остальных. Журналисты МВ, изучив строительные нормы Украины в разделе «Инклюзивность зданий и сооружений», решили побывать в городских учреждениях здравоохранения, чтобы лично убедиться в том, что люди незрячие, на инвалидных колясках и просто мамочки с колясками могут беспрепятственно войти и получить нужную помощь.

В первую очередь мы отправились в амбулатории города. Ведь с первичного звена - семейной медицины сегодня начинается любая помощь. В Мелитополе 10 амбулаторий, причем две из них имеют отдельно стоящие здания по разным адресам. Большинство из них оборудованы пандусами. Исключение – малюсенькое здание амбулатории № 6 по ул. Вишневая, 86.

Входную дверь от подъездной площадки отделяют две бетонные ступеньки, которые человеку на коляске не преодолеть. Кнопки вызова в доступности тоже нет, то есть придется стучать. Но не факт, что с коляски до металлической двери через порог человек дотянется.

В амбулатории № 1 небольшой пандус есть, но не у центральных входов, которыми пользуются все горожане. Он примыкает к закрытой металлической двери, которая, похоже, не открывалась достаточно долго. Но при желании, наверное, этим входом можно вопользоваться, привлеча на помощь медработников, которые откроют дверь.

Спорный подъезд и к амбулатории № 9, что во дорах за бывшей «Еленой». Входную дверь от уложенной плиточкой площадки отделяют 10 см. Пандуса, естественно, нет. Его роль, видимо, должен выполнять установленный под уклоном металлический уступ. Но для людей на коляске – это непреодолимое препятствие. Справедливости ради отметим, что у входа имеется кнопка вызова медработника. А рядом с ней – табличка с указанием названия медучреждения на шрифте Брайля для незрячих.

По другую сторону двери – объявление, которое направляет пациентов на флюорографию с другой стороны здания. Чтобы в период пандемии разделить относительно здоровых и однозначно больных пациентов, к кабинету нужно идти в обход. И тут уже не только коляска не пройдет, но и два ходячих пациента, если они не желают испачкаться в грязи, не разминутся. Подступы к кабинету завалены строительными материалами. Между тем в строительных нормах прописано, что ширина пешеходных путей с встречными движением должна быть не менее 1,8 м. На них должны комфортно разминаться не только пешеходы, но и люди на колясках, родители с детскими колясками.

Все остальные амбулатории оборудованы пандусами – простенькими бетонными у стареньких зданий, разлогими и затейливыми – у свежеотремонтированных.

Но, как оказалось на практике, не всегда наличие пандуса гарантирует доступность медучреждения.

Например, въезд в амбулаторию № 3 в здании бывшей детской поликлиники после ремонта стал комфортным и доступным, отмечает Инна Тулина, член городского общества людей с инвалидностью, руководитель проекта «Интерактивная инклюзивная карта Приазовского региона».

В «зеленой» поликлинике, где кроме амбулатории размещаются еще и большинство врачей-узких специалистов,  тоже хороший разлогий пандус, вот только дверь открывается не в ту сторону.

В разделе «Инклюзивность зданий и сооружений» государственных строительных норм (ГСН) прописано, что двери для пользования маломобильных групп населения  желательно проектировать с автоматическим открыванием (на фотоэлементах) или с принудительным открыванием через выключатель, который расположен в доступной близости. Естественно, нормы закона еще и с припиской «желательно» никто не торопится соблюдать. Но хотя бы проектировать входные двери так, чтобы они открывались со стороны подъезда пандуса, можно было бы. Увы, этому не придают значения. А людям на коляске просто не войти самостоятельно.

- Скутеры сейчас выдают крупногабаритные, на них не развернешься на площадке перед дверью, - говорит И. Тулина. – И дверь, которая открывается на себя, тоже не объедешь. Ширина площадки с открытой дверью не всегда позволяет совершить маневр.

Неправильно спроектированы двери относительно пандуса в амбулатории № 4, 5, 7 (по ул. Казарцева).  У амбулатории № 5, к тому же, пандус примыкает к парковочному карману и его не гнушаются перекрывать водители авто.

Чтобы добраться до амбулатории, людям на колясках зачастую приходится столкнуться с еще одной непреодолимой преградой – ливневками. Даже если предусмотрен пологий съезд с тротуара на проезжую часть, он перекрыт желобком ливневки.

- Ну скутере еще как-то можно проехать, - говорит И. Тулина. – А вот на коляске уже нет. Колесики все время застревают в этом желобе. По пр. Б. Хмельницкого, особенно по стороне, где Таврический агроуниверситет, вообще не проедешь. Скачешь-скачешь, и почки, и подшипники там оставляешь. Эти ливневки по правилам нужно накрывать решетками.

Но даже вход в парадную дверь  амбулатории – это только начало пути. Далее люди на колясках, слабозрячие должны бы иметь возможность свободно перемещаться по коридорам, получить консультацию или талончик в регистратуре, войти в кабинет к доктору, воспользоваться санузлом при необходимости. Причем самостоятельно, не обращаясь за помощью к посторонним. Но на деле даже в свежеотремонтированной амбулатори № 3, почти эталонной по меркам еще одного члена общества людей с инвалидностью Николая Коровца, стойка регистратора находится на высоте, доступной стоячему человеку. Сидящему в коляске приходится кричать из-под стойки или просить выйти медработника наружу. Тогда как строительные нормы велят даже прилавки в магазинах, не говоря уж о стойках регистратуры, проектировать на высоте 0,95 - 1,11м для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, а для сидящих - 0,74-0,8м. Естественно, это мелочи, но именно они свидетельствуют о равности и доступности.

Дверные проемы для того, чтобы свободно въехать в них на коляске, должны быть шире стандартных. Согласно ГСН, ширина дверных и открытых проемов в стене должна быть не менее 0,9 м. Внутренние дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. К тому же, следует применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также использовать двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд. В городских медучреждениях хорошо, если дверь просто проходная. В старых зданиях и вовсе типовые узкие дверные проемы, часто с непреодолимыми порожками.

Уборная – отдельный проблемный вопрос. Далеко не в каждом медучреждении есть специально оборудованные комнаты для людей с ограниченными возможностями. Да и там, где есть, сделаны они скорее для видимости, чем для удобного пользования.

- Например, унитаз частенько ставят на пол и не учитывают, что высота его у разных производителей разная, - делится И. Тулина. – А ведь крайне важно, чтобы высота унитаза была такой же, как сиденье коляски. Обычно это 45-47 сантиметров. То есть унитаз зачастую нужно ставить на небольшой подиум, чтобы им можно было пользоваться. В противном случае человек с коляски на унитаз пересядет, а обратно без посторонней помощи – никак. Поручни обязательно должны быть. В строительных нормах это детально прописано.

Действительно, в строительных нормах прописано, но читают их почему-то диагонали. И, если действительно договор с НСЗУ будет зависеть в том числе и от доступности медицинских услуг всем слоям населения, далеко не все медучреждения получат финансирование. При этом и И. Тулина, и Н. Коровец отмечает, что в Мелитополе по сравнению с близлежащими районами дела с доступностью и инклюзивностью социальных объектов обстоят просто прекрасно. Да и по сравнению с собой же  трехлетней давности, Мелитополь стал доступнее в разы. Делается многое. Но многого еще нужно достичь, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя равными в обществе и не были вынуждены постоянно просить об услугах и помощи.



Имя:
Ваш комментарий:

Аноним
9 січня 2021 г. (20:22)

Мне кажется, что пандусы в "Зеленке" и на Казарцева установлены для проформы. Ими пользоваться нельзя!, физически невозможно.

Аноним
18 січня 2021 г. (10:07)

А зачем эту статью написали? Чтобы амбулатории не написали договор с НСЗУ?Кому легче станет если не будут поступать средства?  Останутся без помощи все, в том числе и инвалиды. МВ этого добивается?


Схожі новини: