В Кремле ждут, когда в Украине всё рухнет
17 січня 2013 16:16
Собственно, это не новость. Все годы становления российско-украинских отношений МИДы были последними ведомствами, которые могли хотя бы на что-то повлиять. «Газпром» — это да, это главное министерство российско-украинского сотрудничества. Миграционная служба — факт. О таможне я даже не упоминаю. Но самое главное «министерство» — президенты. Когда у Бориса Ельцина не сложились отношения с Леонидом Кравчуком, Борис Николаевич сделал всё возможное, чтобы помочь куда более понятному Леониду Кучме занять президентский пост. Да, конечно, отношения между Россией и Украиной и тогда складывались не так уж гладко, главным образом из-за чёткого понимания Леонидом Даниловичем своих личных интересов. Можно вспомнить для примера хотя бы проволочки с государственным визитом Ельцина в Украину — российский президент не хотел приезжать в Киев до момента, пока не будет решён вопрос о статусе Черноморского флота, тогда это был Таможенный союз своего времени. Или историю с дамбой на Тузле… Словом, Кучма ухитрился стать если не членом, то близким другом президентской «семьи», и именно это обстоятельство, а не какие-то там переговоры, определяло все годы его правления российско-украинские отношения.
Именно тогда и сформировался характер этих отношений — сугубо корпоративный, лишённый всякого намёка на государственные интересы, обусловленный аппетитами групп влияния. Нельзя сказать, что выдававший себя за «западника» Виктор Ющенко или пытавшаяся договориться с Москвой самостоятельно Юлия Тимошенко старались разрушить эту модель. Нет, они просто переводили стрелки на себя. Иногда из этого противостояния можно было извлечь государственную выгоду — так, пресловутые газовые договоры, согласованные премьер-министрами Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным в пику лоббистам «росукрэнерговской группы» Виктору Ющенко и Дмитрию Медведеву, стали первым действительно межгосударственным, а не корпоративным и межклановым соглашением в энергетической области. И, несмотря на бешеное сопротивление Ющенко и даже на суд над Тимошенко, эти соглашения продолжают действовать до сих пор, оставаясь чуть ли не единственным признаком межгосударственных отношений в новом междусобойчике.
Отличие этого междусобойчика от междусобойчика времён Кучмы в одном: Виктор Янукович — не член «семьи» Ельцина или окружения Путина, он — самодержавный глава своего собственного семейства и не собирается ни с кем договариваться. И с ним никто не собирается. Россия просто ожидает момента, когда украин-ская экономика обрушится под тяжестью некомпетентных решений, коррупции и, конечно же, цены на газ, которую никто не намерен снижать. А уж после этого всё, что здесь останется, можно будет скупить по дешёвке. Именно поэтому не возникает никакой «химии» — вчерашним друзьям и союзникам Владимиру Путину и Виктору Януковичу она совершенно не нужна. Как и физика. Им нужны одни и те же предприятия, одна и та же труба, одна и та же земля. И делиться Украиной друг с другом они не собираются. Клановый диалог замер, а вслед за ним замерли и двусторонние отношения. Хорошо ещё, что стороны отдают дань протоколу.
Виталий Портников, главный редактор канала TVi