Цены не слушаются
Переглядів: 1331
14 листопада 2013 10:26
Госстат рассказал нам, что за октябрь потребительские цены выросли всего на 0,4%. А с октября 2012 года, то есть за 12 месяцев – даже немного снизились, на 0,1%.
Мы смотрим на чеки из супермаркетов и в платежки – видим рост наших расходов. Смотрим в сообщения государственной статистики – видим снижение цен. Как такое может быть?
Запросто. Ведь все зависит от того, что и как считать. Начнем с того, что в Украине потребительская корзина, с которой работает официальная статистика, – это корзина для бедных. Точнее – для очень бедных. Потому что в ней на еду приходится более 52% расходов. Только на хлеб и хлебопродукты – более 8%. То есть, грубо говоря, каждая двенадцатая гривна семейного бюджета уходит на крупу, хлеб, макароны и т.п. Это было бы смешно, если б на всю обувь и одежду не отводилось чуть более 7%.
Вот и ответ на вопрос: цены на хлеб – так или иначе регулируются. Цены на одежку и обувь – нет. Доля хлеба в реальных личных бюджетах явно меньше официальных данных, а доля одежды-обуви – больше. Значит, имеющееся в реальности подорожание одежды и обуви на индекс цен не повлияло в той степени, как должно было повлиять. Вот так и можно частично спрятать рост стоимости потребительской корзины. И это лишь один из примеров.
Дальше – больше. В методике расчета индекса потребительских цен вообще очень много веселого – среднестатистический киевлянин, по логике составителей, может себе позволить себе купить холодильник… раз в 20 лет.
Ну а если кто-то, не дай Боже, арендует квартиру – ему не повезло. Его затраты де-факто в потребкорзине не учтены.
Если брать все того же среднего киевлянина, то вся его еда вне дома – а это любой кофе на улице, любые пирожки в кафе или бургеры том же Макдональдсе - должна уложиться примерно в 100 с небольшим гривен. За такие деньги можно позволить разве что 12 стаканов самого простого кофе у разливаек на улице, либо пять гамбургеров, либо четыре раза поесть в дешевой столовой на работе.
Туризм? Забудьте: средний киевлянин, согласно оценкам госстатистики, может позволить себе прокатиться в Крым, Египет или Турцию один раз… в 40 лет.
Вот такая структура потребительской корзины. Такие и темпы роста ее стоимости. А точнее - отсутствие роста стоимости потребкорзины.
Однажды один мой приятель, «вхожий в кабинеты», объяснил мне популярно, что индекс потребительских цен – цифра политическая. То есть она в принципе не может подсчитываться объективно. Потому что с ней так или иначе связаны обязательства государства перед бюджетниками, пенсионерами и т.п. Если окажется, что официальный индекс цен растет быстро, то придется индексировать зарплаты бюджетникам, пенсии, стипендии и т.п.
Как с такими ценовыми манипуляциями справляются наши соотечественники – известно: следят за ценами самостоятельно. Например, самодеятельно рассчитываемый «индекс борща» за минувший год вырос на 54,6%. Понятно, что эти 54,6% будут «разбавлены» для каждого из нас куда более скромными темпами роста других цен. Но все равно – впечатляет. Особенно впечатляет тех, кто действительно существенную часть своих доходов вынужден тратить на еду – то есть малообеспеченных.
Рассчитываемый нашим журналом индекс цен для потребительской корзины среднего класса составил за минувшие 12 месяцев(октябрь к октябрю 2012 года) +1,46%. Немного? Ну, так у нас на еду в потребительской корзине приходится менее 25% расходов. Но даже при таких, весьма щадящих для статистики условиях, мы обнаружили инфляцию, а официальная отчетность показывает на «цены не растут».
Конечно, цены растут. Пусть и намного медленнее, чем в 2007-2011 годах. Вот только меня больше не рост цен сейчас пугает как таковой. Меня больше пугает, что ВВП не растет, что в промышленности – ступор. Это – нехорошие новости. Сочетание притормозившей экономики с продолжающими расти ценами - большая проблема. Куда большая, чем просто рост цен. У экономистов это называется «стагфляция». На их языке это – практически матерное ругательство.
Обычно против такой экономической хворобы борются снижением налогов и еще кое-какими хорошо известными способами. Но нам на минувшей неделе сообщили, что запланированное на 2014 год снижение налогов «отложат на более позднее время».
Мы смотрим на чеки из супермаркетов и в платежки – видим рост наших расходов. Смотрим в сообщения государственной статистики – видим снижение цен. Как такое может быть?
Запросто. Ведь все зависит от того, что и как считать. Начнем с того, что в Украине потребительская корзина, с которой работает официальная статистика, – это корзина для бедных. Точнее – для очень бедных. Потому что в ней на еду приходится более 52% расходов. Только на хлеб и хлебопродукты – более 8%. То есть, грубо говоря, каждая двенадцатая гривна семейного бюджета уходит на крупу, хлеб, макароны и т.п. Это было бы смешно, если б на всю обувь и одежду не отводилось чуть более 7%.
Вот и ответ на вопрос: цены на хлеб – так или иначе регулируются. Цены на одежку и обувь – нет. Доля хлеба в реальных личных бюджетах явно меньше официальных данных, а доля одежды-обуви – больше. Значит, имеющееся в реальности подорожание одежды и обуви на индекс цен не повлияло в той степени, как должно было повлиять. Вот так и можно частично спрятать рост стоимости потребительской корзины. И это лишь один из примеров.
Дальше – больше. В методике расчета индекса потребительских цен вообще очень много веселого – среднестатистический киевлянин, по логике составителей, может себе позволить себе купить холодильник… раз в 20 лет.
Ну а если кто-то, не дай Боже, арендует квартиру – ему не повезло. Его затраты де-факто в потребкорзине не учтены.
Если брать все того же среднего киевлянина, то вся его еда вне дома – а это любой кофе на улице, любые пирожки в кафе или бургеры том же Макдональдсе - должна уложиться примерно в 100 с небольшим гривен. За такие деньги можно позволить разве что 12 стаканов самого простого кофе у разливаек на улице, либо пять гамбургеров, либо четыре раза поесть в дешевой столовой на работе.
Туризм? Забудьте: средний киевлянин, согласно оценкам госстатистики, может позволить себе прокатиться в Крым, Египет или Турцию один раз… в 40 лет.
Вот такая структура потребительской корзины. Такие и темпы роста ее стоимости. А точнее - отсутствие роста стоимости потребкорзины.
Однажды один мой приятель, «вхожий в кабинеты», объяснил мне популярно, что индекс потребительских цен – цифра политическая. То есть она в принципе не может подсчитываться объективно. Потому что с ней так или иначе связаны обязательства государства перед бюджетниками, пенсионерами и т.п. Если окажется, что официальный индекс цен растет быстро, то придется индексировать зарплаты бюджетникам, пенсии, стипендии и т.п.
Как с такими ценовыми манипуляциями справляются наши соотечественники – известно: следят за ценами самостоятельно. Например, самодеятельно рассчитываемый «индекс борща» за минувший год вырос на 54,6%. Понятно, что эти 54,6% будут «разбавлены» для каждого из нас куда более скромными темпами роста других цен. Но все равно – впечатляет. Особенно впечатляет тех, кто действительно существенную часть своих доходов вынужден тратить на еду – то есть малообеспеченных.
Рассчитываемый нашим журналом индекс цен для потребительской корзины среднего класса составил за минувшие 12 месяцев(октябрь к октябрю 2012 года) +1,46%. Немного? Ну, так у нас на еду в потребительской корзине приходится менее 25% расходов. Но даже при таких, весьма щадящих для статистики условиях, мы обнаружили инфляцию, а официальная отчетность показывает на «цены не растут».
Конечно, цены растут. Пусть и намного медленнее, чем в 2007-2011 годах. Вот только меня больше не рост цен сейчас пугает как таковой. Меня больше пугает, что ВВП не растет, что в промышленности – ступор. Это – нехорошие новости. Сочетание притормозившей экономики с продолжающими расти ценами - большая проблема. Куда большая, чем просто рост цен. У экономистов это называется «стагфляция». На их языке это – практически матерное ругательство.
Обычно против такой экономической хворобы борются снижением налогов и еще кое-какими хорошо известными способами. Но нам на минувшей неделе сообщили, что запланированное на 2014 год снижение налогов «отложат на более позднее время».
Александр Крамаренко, главный редактор журнала "Деньги"
Схожі новини: