В Мелитополе прошел международный турнир по художественной гимнастике
15 травня 2007 11:54
Врасплох не застанешь и праздной не увидишь
Хочу рассказать о бабушке Тане, маме моего отца. Она живет в селе Чкалово Приазовского района. С недавних пор одна – дедушка умер, а дети давным-давно свили свои гнезда и теперь только навещают. Не так часто, как ей хотелось бы. Но хорошо, говорит она, что не забывают. Как она радуется каждому визиту близких! Приветливости, ласки, любви у нее хватает на всех. Бабушка чрезвычайно гостеприимная. Всякий раз, когда приезжаем, наготовит столько вкусностей, что съесть невозможно. А когда приезжает в гости – обязательно привозит гостинцы. Столько – что взрослому мужику не унести. И как только у нее сил хватает!
Все дети – свои!
Баба Таня уже старенькая – ей больше восьмидесяти лет. Возраст и пережитое отразились на лице: его избороздили морщины. А на фигуре и трудоспособности – нисколько! Маленькая ростом, худенькая, она по-прежнему, как и в молодости, ни минуты не сидит без дела. У нее в огороде – а он очень большой – ни травинки. И когда только успевает полоть! Помощи не ждет. Приезжают родственники – а там полный порядок, врасплох ее не застанешь. Ну, чего, говорят, ты все сама да сама. Мы ж поможем. «Не могу, – отвечает, – допустить, чтобы сорняк рос. Перед людьми стыдно!».
Все только и удивляются: вот она только была на кухне, а через минуту уже кормит кур, а еще через мгновение нянчится с внучкой.
У нее четырнадцать внуков. Есть малышка. Но у большинства уже семьи и свои дети. А я по счету тринадцатый внук. Мне 19 лет. Поэтому все, что знаю о бабушке, рассказывали родители. Когда она вышла замуж за деда, у того уже было трое детей. У нее тоже была дочка.
Так она всех воспитала как своих. Я даже сначала не догадывался, что мой дядя и две тети ей не родные. Они, как и мой папа – общий у дедушки с бабушкой ребенок, – зовут ее мамой. И очень чтят: стараются помочь, советуются. Да и она, по моим наблюдениям, не делает между ними никакой разницы. За каждого переживает. Каждому старается
...Каждому старается помочь! В ее-то возрасте! Но такой она уродилась.
Время было тяжелое, а люди добрее
Ее детство выпало на трудные предвоенные годы, а юность – на не менее сложное военное и послевоенное время. Она знает, что такое голод и непосильный труд. Очень поразил один ее рассказ.
Носили они с матерью (моей прабабушкой, получается) из с. Чкалово в Мелитополь бычков продавать, чтобы хоть как-то прокормиться. Это километров 50, а может, и больше будет. Мы на машине за час-полтора сейчас это расстояние преодолеваем. А сколько же пешком шли – я так и не понял. Не могу представить, что такое возможно. Запомнил, что не редкость были и попутчики. Мужики направлялись в город на заработки. Но никто женщин не обижал. Ни словом, ни действием. А время-то было тяжелое, голодное… Но, похоже, люди были чище, добрее, порядочней.
Только власти этого не ценили. После войны мою бабушку – тогда молоденькую девушку, а на вид ребенка – забрали строить плотину. Была разнорабочей. А значит, носила тяжести с раннего утра до позднего вечера. Труд был не просто тяжелым – непосильным. Ее подружки не выдержали – сбежали на Донбасс. На шахтах, где тоже живется не сладко, оказалось легче. Только их там нашли и за побег дали «срок». Бабушке повезло. Приехал отец и «выкупил» у начальства дочь, увез ее домой.
А потом баба Таня работала в заготзерне, колхозе. Как правило, на тяжелых работах. Ведь образования ей получить не удалось – не до того было. И вечерами, без передышки, бралась за домашние дела. Обстирать большую семью, накормить – тоже непросто. А они с дедом еще, вдобавок, кур-уток держали. Когда дети были малыми – и корову.
В общем, трудолюбия бабушке не занимать. Еще она общительная, разговорчивая. Часто вспоминает прошлое. Говорит, что ни о чем не жалеет. Жизнь позади хоть и нелегкая, но и в ней было немало радостей. Их дарили дети, внуки, а сейчас – и правнуки. Семья продолжает расти. А у истоков ее стоит замечательный оптимист Татьяна Ивановна Соловей.
Я горжусь своей бабушкой!