Виктор ПРОСКУРНЯ, главный редактор «МВ»: Такие горькие, горькие аплодисменты
8 січня 2008 18:45
В конце 70-х - начале 80-х мне посчастливилось несколько раз увидеть его на ленкомовской сцене. «Жестокие игры», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» - он был занят в спектаклях, достать билеты на которые считалось невероятным везением. Все еще только-только начиналось. Абдулову не было и тридцати, но в звездном составе, взлелеянном Марком Захаровым, он выделялся уже тогда. Бесспорным талантом, искренностью, фирменной абдуловской улыбкой. И то, что его женой стала первая театральная красавица Ирина Алферова, воспринималось как само собой разумеющееся.
Еще более известными были его экранные роли. Кино и телевидение вообще способны творить чудеса. Они делают актеров для нас, зрителей, очень близкими, если не сказать родными, людьми. Мы отождествляем их с героями, порой забывая, где игра, а где - реальность. Абдулов, без преувеличения, был своим в каждом доме.
На Западе актерам не принято присваивать государственных званий. Как по мне, это логично. Заслуженный артист Франции Бельмондо, народный артист США Шварценеггер - абсурд, не правда ли? Имя или есть, или его нет. Не знаю, гордился ли Абдулов своими официальными регалиями, которых тоже хватало, но зрительской любовью - главной и единственной наградой артиста - он был наделен сполна.
В день смерти Абдулова российские телеканалы изменили программу передач, показав фильмы с его участием. Пример, достойный подражания: лучшая память об ушедшем актере - сыгранные им роли. И провожали его накануне Рождества так, как провожают только артистов, - аплодисментами. Но какими же горькими были эти последние овации!
Безумно жаль дочку Александра Гавриловича, которой в марте исполнится только год. Она вырастет без него, без его отцовской ласки. Но благодаря все тому же телевидению сможет увидеть его лучшие актерские работы. Разве это не чудо?