От Терпенья до Манчжурии

Переглядів: 1465

23 травня 2015 21:00

От Терпенья до Манчжурии фото
На фото: Г. Назаров у монумента советским воинам, павшим в борьбе с Японией

) С этим неординарным человеком я жил почти по соседству, но опросить его, понятное дело, не успел, т.к. он умер ещё в 1984 г. Пришлось вос-станавливать его биографию по сохранившимся документам и скудным воспоминаниям родственников, в частности дочери Людмилы Григорьевны Козловой.

Директор школы стал комиссаром

Григорий Андреевич Назаров родился в 1909 г. в деревне Касынь Энгельского района Тульской области. После революции семья переехала в Мелитополь. В 1928 г. Григорий закончил здешнюю семилетку, затем пединститут, работал директором школы в с. Ясное. В эти же годы нашёл свою любовь - женился на терпеньевской дивчине, колхозной ударнице и швее Марии Павленко. Она родила ему дочь Люду и сына Лёню.

Перед войной молодёжи старались дать вторую специальность - военную или смежную с военной. Григория направили на курсы пропагандистов в г. Новомосковск в 1938 г. Наверное, поэтому, когда грянула война, ему, не задумываясь, определили род войск, в которых он должен служить - политический. Молодому политработнику повезло, что его не сразу отправили на фронт. На Северном Кавказе формировались новые части, в том числе 14-я стрелковая бригада. Среди командирского состава и бойцов до 40 процентов уже принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. К 25-30 ноября 1941 года бригада людьми в основном была укомплектована. Г. Назарова назначили комиссаром одного из батальонов.
(главка) Жив остался чудом

8 декабря 1941 г. по приказу Верховного командования бригада вошла в состав 1-го Гвардейского стрелкового корпуса Северо-Западного фронта. В ночь на 7 января 1942 г часть совершила марш в г. Химки через Красную площадь Москвы. В конце января получили приказ овладеть узлом сопротивления противника Козлово-Давыдово-Михалкино-Овчинниково в Ленинградской области. Личный состав решительно и самоотверженно шел вперед, но был остановлен превосходящими силами противника. Потом вели наступательные бои по овладению другими, сейчас уже безымянными деревнями. 6 февраля в бою под дер. Калиткино Залучского района Григорий был тяжело ранен в правую ногу и провалялся, как тогда говорили, в эвакогоспитале № 69 восемь месяцев.

В октябре 1942 года замполит вернулся в родную часть. Недовыздоро-вевший «ранбольной» сильно хромал, поэтому его временно назначили на условно лёгкую должность зам. командира батальона по хозчасти.

В феврале 1943 г. 14-я стрелковая бригада прибыла на Волховский фронт. Это было уже после снятия блокады Ленинграда. Но обстановка оста-валась сложной: враг по-прежнему стоял на самых подступах к северной столице. Чтобы отодвинуть гитлеровцев дальше на юго-запад, батальоны безжалостно бросали в наступление на сильно укрепленные позиции. В результате менее года боев на Волховском фронте бригада потеряла убитыми, ранеными и обмороженными 5314 человек - около 95 процентов личного состава.

В 1944 г. бригаду перевели в состав 2-го Прибалтийского фронта. Вместе с однополчанами Григорий принимал участие в освобождении Даугав-пилса, Риги, блокировании группировки противника на Курляндском полуострове.

В октябре 1944 г. получил направление на годичные высшие военно-политические курсы Глав. ПУРККА в г. Москве. Вспоминал как самое счастливое время: жил в столице советской родины, учился в престижном учебном заведении и, как утверждал один из родственников, даже стал участником парада Победы на Красной площади. Правда, подтвердить этот факт не удалось.
Приближалась новая война - с милитаристской Японией. Пришлось заканчивать курсы в ускоренном режиме. Дали майора и отправили замполитом в одну из частей 36-й Забайкальской армии.

Хайлар достался с боем

9 августа началось наступление Забайкальского фронта. Ожесточённое со-противление оказали японские войска в районе г. Хайлар. Опираясь на железобетонные доты, 111-я пехотная дивизия в течение нескольких дней держала оборону. Только после прибытия дополнительных артиллерийских частей, включавших гаубичный полк большой мощности, и тщательной подготовки штурма советским войскам удалось овладеть этим укреплённым районом. Во время боя 1 сентября Григорий был легко ранен в левую ногу.

По окончании кампании майор Назаров стал заметной величиной в со-ветской оккупационной администрации Хайлара - заместителем коменданта. А это город в полтора раза больше Мелитополя. Военные власти в течение всего периода оккупации Маньчжурии неизменно проявляли подчеркнутую доброжелательность к запросам местного населения. Кроме административных функций, на Григория Андреевича возложили ответственную работу по упорядочению захоронений советских воинов. Уже зимой 1946 г. на братской могиле был установлен достойный монумент в честь павших в борьбе с Японией.

Советские части были выведены из Маньчжурии в канун решающей схватки между «маодзедуновцами и «чанкайшистами». В мае 1946 г. Назарова перевели в Союз и он воссоединился с семьёй, которая уже к тому времени вернулась из эвакуации в Туркмении. После увольнения в запас работал по партийной линии в Бердянском районе, но недолго. Через несколько лет вернулся на родину жены, в с. Терпенье, и обосновался навсегда. Работал заместителем председателя колхоза, парторгом, бригадиром. Колхоз выделил семье ветерана просторный дом, в котором до сих пор живет его дочь, внуки и правнуки. Про войну вспоминать не любил. Наверное, потому, что на собственном опыте знал, какой ценой нашему народу досталась Победа.

Научный сотрудник МКМ Александр Чухраенко. Фото предоставлены А. Чухраенко




Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: