Судьба и фильмы Гигория Чухрая
В школе на Воронцовской
Родился Григорий Чухрай 23 мая 1921 года в Мелитополе. Это был голодный год. Недавно окончилась гражданская война, кругом разруха, нищета. Отец Наум Зиновьевич Рубанов и мать Клавдия Петровна Чухрай принимали участие в боях на стороне красных.
Когда мальчику было три года, родители разошлись. У отца появилась другая семья, а Гриша остался с матерью. «Она была членом КПСС, слыла грамотеем – 4 класса образования, – пишет Григорий Чухрай в своей книге. – Мама верила в социализм и все свои силы отдавала этому делу. Уделять много времени моему воспитанию она не могла, и я принадлежал самому себе – целые дни проводил во дворе, общался со сверстниками».
Учился Григорий Наумович в школе, которая находилась на ул. Воронцовской (ныне – Карла Маркса. Потом там была вечерняя школа, затем – учебно-производственный комбинат).
«Летом несколько школ – и наша – в том числе выезжала в лагерь на берег моря в окрестностях Бердянска, ездили в город смотреть кино, – пишет режиссер. – Фильм назывался «Крестьяне». Мне он не понравился… Мои детские воспоминания связаны с коллективизацией. Помню украинское село, куда мы с мамой приехали «ликвидировать кулачество как класс». Видел, как людей выводили из хат и на подводах увозили неизвестно куда. Кто-то рыдал, кто-то ругался, кто-то вполголоса проклинал советскую власть. Мне было жаль тех, кто плакал, но мама говорила, что эти люди – кулаки и мироеды…»
А потом в Украине был голод. Люди умирали целыми семьями. Спасаясь от голода, мама с Григорием уехали в Кисловодск, затем в Баку. Выезжать из Украины не разрешалось, но Клавдии Петровне удалось получить пропуск. Только через несколько лет они вернулись…
Драмкружок Дворца пионеров
Хорошо запомнилось Григорию Наумовичу открытие в Мелитополе Дворца пионеров в 1935 году. Там были разные кружки, за занятия в них денег не брали. Григорий ходил в кружок рисования, а еще увлекся драмкружком.
Отчим Григория Чухрая Павел Антонович Литвиненко работал председателем колхоза. И в 1935 году его и Клавдию Петровну направили на учебу в Москву в академию Соцземледелия. Когда же по окончании академии в 1938 году они вернулись в Украину, Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу. В 1939 году он уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию Днепропетровской области.
Куда пойти учиться?
После окончания школы надо было решать, куда пойти учиться. Одно время юноша хотел стать врачом, потом пристрастился к технике. При Дворце пионеров была детская техническая станция. Здесь мастерили модели самолетов и кораблей, а Григорий – примитивные радиоприемники.
В те годы он уже серьезно думал о кинематографе – на экранах один за другим стали появляться подлинные шедевры: «Машенька», «Мы из Кронштадта», «Щорс», «Веселые ребята». Они сыграли едва ли не решающую роль в выборе профессии. И после окончания школы в 1939 году он подал документы во ВГИК, но его призвали в армию. Начинал службу в Мариуполе, был связистом.
«Да, братцы, война…»
«В апреле 1941 года полк построили и объявили поход, – пишет Григорий Чухрай. – Куда мы идем – нам не говорили. Шли очень долго и далеко. В города нас не пускали в целях секретности – мы обходили их проселочными дорогами. Казалось, походу не будет конца.
Мы ночевали в лесу. Однажды утром меня разбудили офицеры штаба:
– Ты можешь поймать на своей станции Москву?
– Попробую, – ответил я.
Набросил на дерево антенну, включил приемник и поймал широковещательную станцию «Коминтерн». «…бомбили Киев и Минск…» – услышал я и тут же передал наушники офицеру. Он дослушал сводку до конца и сказал:
– Да, братцы, война…
И вскоре весь лагерь знал, что на нас напали немцы…»
Десять шедевров
Вернувшись после войны и госпиталей домой осенью 1946 года, Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет. После его окончания Чухраю предложили остаться работать на «Мосфильме», но он решил поехать на Украину и получил направление в Киевскую студию художественных фильмов (ныне – студия имени А. Довженко). Но в 1955 году по ходатайству режиссеров Ивана Пырьева и Михаила Ромма Чухрай был переведен на «Мосфильм» и приступил к созданию первого самостоятельного фильма по повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Вслед за «Сорок первым» снял фильмы «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Память», «Трясина» (2 серии), «Жизнь прекрасна». В 1984 году в соавторстве с Юрием Швыревым и Марком Володским на студии имени Горького был создан сценарий и фильм «Я научу вас мечтать».
За свои работы Григорий Чухрай получил очень много наград, в том числе и международных. Он удостоен трех орденов Трудового Красного Знамени, венгерских орденов «Труда с золотым венцом», «Мира и дружбы», многих других отечественных и иностранных наград. Григорий Чухрай снял всего десять картин, всего десять шедевров, ставших классикой кинематографа. В главных своих кинопроизведениях великий мастер оставался верен памяти о подвиге простого солдата, проливавшего кровь на фронте. И само его творчество было как бы продолжением этого подвига. Скончался в Москве 29 октября 2001 года.
Память или забвение?
Будучи директором Мелитопольского краеведческого музея, Лариса Петрова встречалась с Григорием Чухраем в Москве в его квартире. Тогда ему исполнилось 80 лет. Он очень хотел приехать в Мелитополь на день города, но тяжелая болезнь этому помешала.
– Красивый, высокий мужчина. Таким он и оставался в свои 80, – вспоминает Лариса Петрова. – Он был очень скромным, не любил суеты, его не испортила слава. Свой юбилей отмечал только в кругу семьи. Нашим горожанам Григорий Наумович подарил и подписал первую книгу своих мемуаров «Война», – а через пять месяцев – в октябре 2001 года его не стало. Он так и не успел закончить вторую свою книгу «Мое кино»…
– Григорий Чухрай не запомнил номер дома на ул. Фрунзе, где провел детские годы, но воспоминания воскрешали в памяти двор, в котором солили огурцы и капусту, – продолжила Лариса Петрова. – По-моему, это напротив здания бывшего гороно. Мы обошли все окрестные дома, но никого из старожилов не нашли. Однако известно, что в 1961 году он приезжал в Мелитополь и посещал Дворец пионеров, в котором когда-то обучался. Мы хотели прикрепить на его доме мемориальную доску, а одну из улиц города предложить горсовету назвать именем Григория Чухрая.
Неужели память о таком человеке так и канет в Лету? Мы, его земляки, не должны этого допустить.
Десантник Г. Чухрай участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 3-м Украинских фронтах. Участвовал в обороне Сталинграда. Не раз прыгал с парашютом в тыл врага. Выполняя спецзадание Военного совета воздушно-десантных войск, участвовал в подготовке Словацкого национального восстания. Был четырежды ранен. Последнее ранение получил в апреле 1945 г. В декабре 1945 г. в звании гвардии старшего лейтенанта уволен в запас. Фронтовой путь Г. Чухрая отмечен орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом «Партизанская звезда», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией», четырьмя медалями ЧССР и другими наградами.
Редакция благодарит сотрудников городского краеведческого музея и лично Галину Кучер за помощь в подготовке материала.