Призвание - учитель.

Просмотров: 1228
20 січня 2019 09:17
До начала 1950 годов здание Мелитопольского пединститута стояло разрушенным - после боёв за наш город осенью 1943-го от него остались только обгорелые стены. Несмотря на это, институт продолжал учебную работу в другом здании на этой же улице.

Если пройти под аркой этого здания во двор, то в левом крыле будет дверь, ведущая на кафедру зоологии. Вот в эту дверь и вошла 1 сентября 1950 г. Елена Всеволодовна Мукосеева в должности старшего преподавателя. И с этого дня, в течение почти трех десятков лет она учила студентов, будущих учителей.

Из столицы - на край света

Родилась Е. Мукосеева 13 августа 1909 г. в семье лесничего, Всеволода Михайловского, на ст. Шафраново в Уфимской губернии. Именно туда после окончания Варшавского университета направили на работу Всеволода Антоновича. Вместе с ним была его жена Виталия Николаевна и двое старших детей. Она тоже в Варшаве с золотой медалью окончила гимназию, но посвятила свою жизнь детям.
В 1916 г. главу семьи перевели в Подмосковье, в Дмитровское лесничество. Здесь в 1926-м Лена Михайловская окончила школу и через год поступила в Москве во 2-й МГУ, который был реорганизован в Пединститут им. Бубнова. Успешно его окончила в феврале 1932 г., получив специальность «учитель естествознания».

При распределении ей предлагали работу учителя биологии в Ясной Поляне, но она уже давно хотела поехать работать на Дальний Восток. Члены комиссии удивились, что она отказалась от такого престижного места, но пошли навстречу и дали направление в ДалькрайОНО. И таких «дальневосточников» набралось семь человек. Ехали на «край света» весело, почти две недели.
В пути Лена познакомилась с морским офицером Давидом Мукосеевым. Он служил на Амурской военной флотилии, во время конфликта на КВЖД воевал комендором на мониторе «Красный Восток» с белокитайцами, был награжден орденом Боевого Красного знамени, а теперь возвращался на Амур в звании младшего лейтенанта после окончания военно-морского училища. Это знакомство переросло в любовь и завершилось свадьбой 11 декабря 1932 г. Так родилась наша семья, и Елена Михайловская стала Мукосеевой.

После прибытия на Дальний Восток и до рождения дочери Татьяны в сентябре 1933 г. мама работала на ниве просвещения. Начинала методистом ДалькрайОНО, затем перешла на преподавательскую работу. Сначала в ДальКомВузе и параллельно на рабфаке хабаровского мединститута. С марта 1934 г. года работала в вечерней школе для краснофлотцев на базе АКВФ и параллельно на курсах офицерского состава, а также, из-за нехватки учителей, преподавала в средней школе восьмиклассникам анатомию и физиологию. В 1936 г. отца послали на учебу в Ленинград, в ВМУ им. Фрунзе. Мама вместе с Таней поехала вместе с ним и в 1936-39 гг преподавала в Ленинграде, в вечерней школе для взрослых, зоологию и географию. В ноябре 1939 г. года отец возвращается на Амурскую флотилию, в Хабаровск. К этому времени у мамы уже две дочки – в феврале 1937 г. родилась Лариса. С осени 1940-го года мама преподаёт биологию в вечерней школе для взрослых г. Хабаровск. Из-за детей ей приходилось работать по вечерам, передавая «семейную эстафету» мужу.

 Военное лихолетье

22 июня 1941 г. личный состав флотилии был поднят по боевой тревоге: ожидали нападения японцев – они были рядом, на другой стороне Амура, в Манчжурии. Командование приняло решение отправить семьи комсостава в эвакуацию. Мама с двумя детишками уехала с последним эшелоном, высадили их на Алтае, в городе Рубцовске. А отец написал рапорт с просьбой направить его туда, где шли боевые действия, и к концу октября 1941 г. прибыл в Новороссийск, в штаб Черноморского флота, где и был направлен в Азовскую военную флотилию.

Зима в Рубцовске была очень холодной и голодной. А в конце декабря 1941-го мама родила третью дочку – Ирину. Из маминых писем отец знал, как тяжело приходится его семье в глубоком тылу. И после битвы под Москвой, когда на фронте возникло относительное затишье, он оформил документы и вызвал семью к себе, в Приморско-Ахтарск. Получив документы, мама с детьми через Среднюю Азию, Каспийское море, Кавказ, добралась до Азовского моря. Но радость встречи была нарушена стремительным наступлением немцев - пришлось срочно эвакуироваться.
В конце июля после падения Ростова, мама с тремя детьми выехали по направлению к г. Нальчик. Но доехать туда не успели, в 80 км от г. Минводы в селе Никольском их настигли немцы. Они еле успели спрятать документы и самые ценные вещи.

Начались самые страшные дни оккупации. Немцы сразу же отобрали все имеющиеся продукты и выселили вместе с детьми из дома. Чтобы прокормить семью, мама со старшей девятилетней дочкой Таней ходила на брошенные поля, выкапывала остатки картошки, ломала кукурузу. Была ещё большая опасность в том, что немцы могли узнать, что фактически в их руках находятся семьи командующего и начальника особого отдела Азовской флотилии… К счастью, через десять дней наши войска пошли в наступление и освободили село. Но ситуация была очень неопределенная, поэтому замкомандира полка, освободившего село, посадил беженцев на машину, идущую в Тбилиси за снарядами, и дал адрес своей жены.
Ехали всю ночь, дорога пролегала вдоль линии фронта, слышались взрывы, в темноте пролетали над машиной светлячки трассирующих пуль. Но всё обошлось, и через Крестовский перевал они добрались до Тбилиси.

Живя в Тбилиси, мама до поздней осени ничего не знала о судьбе мужа. А он в это время получил назначение на Северный флот. По дороге к новому месту службы заехал в Дмитров, к родителям мамы, и к великой своей радости узнал, что все живы и находятся в Тбилиси. Это было в конце 1942-го, но только спустя полгода отцу удалось переслать маме документы на проезд в Дмитров. И она опять через Каспий и Среднюю Азию добралась до родного дома.

Оставив детей родителям, мама по вызову с Северного флота, выехала в Мурманск. Отец за это время насобирал некоторое количество продуктов. Встретившись после долгой разлуки с мужем и пробыв в г. Полярном - главной базе Северного флота - несколько дней, мама с продуктами вернулась в Дмитров, к детям. Продукты были очень кстати, так как жизнь в Дмитрове была голодной, хлеб выдавали по карточкам: 400 г для работающих и 200 - для иждивенцев. Мама сразу же пошла работать в вечернюю школу для взрослых учителем естествознания в старших классах.

Видела Брежнева молодым

В апреле 1944-го родился я – долгожданный сын. Но вскоре заболели обе старших сестры. Врачи выразили опасение, что это начальная стадия туберкулёза и настоятельно рекомендовали сменить климат, переехать на Юг, к солнцу, к южным фруктам. Пришлось отцу расстаться с морской службой, которой он отдал почти двадцать лет.

Отец получил назначение в Мелитополь. В августе он приступил к работе на новом месте, а в сентябре, после того как сестры после месячного пребывания в военном санатории укрепили здоровье, приехали в Мелитополь и все мы. Наконец-то семья воссоединилась!

Долго оставаться без работы мама не могла и, когда я немного подрос, с октября 1947 г. стала работать преподавателем в Школе колхозных кадров. В этой школе в течении двух лет готовили руководящих колхозных специалистов. Кстати, открывать Школу приехал секретарь обкома партии Леонид Брежнев. Работая в Школе, мама часто обращалась за различными материалами в пединститут. Там не хватало преподавателей, и руководство института пригласило маму на работу. После некоторых колебаний мама согласилась. Так началась, с 1 сентября 1950 г., её многолетняя работа в институте.

Уже через год начала работать над диссертацией на тему «Методика ботанических экскурсий в природу и сельское хозяйство учащихся 5-х классов». Всё складывалось хорошо, но тут навалилась страшная беда – 18 апреля 1952 г. не стало мужа - не выдержало сердце. От горя мама заболела, только забота о детях заставила её взять себя в руки, найти силы продолжить начатое.

Жизнь и работа продолжались. Кроме основной работы, мама еще была постоянным членом парткома и профкома института. Дважды её избирали на очень хлопотную должность председателя профкома. Много времени отнимала подготовка к лекциям, забота о детях - две старших дочери уже были студентками, я с Ирой - школьниками. Несмотря на такую нагрузку, работа над диссертацией продолжалась. Как только на всё хватало сил и времени!? За почти десять лет было охвачено свыше полторы тысячи учащихся десяти школ Мелитополя, написана более 600 контрольных работ. Всё это воплотилось в объемистый труд-диссертацию почти в четыреста страниц, которую она успешо защитила в мае 1962-го.

С 1 сентября 1963 г. Е. Мукосеева уже и.о. доцента кафедры ботаники, спустя пять лет - и.о. завкафедры ботаники, чуть позже - доцент кафедры ботаники вплоть до выхода на пенсию в 1975 г. Еще дважды в 1981 и 1983 гг. её привлекали к работе доцентом на кафедре ботаники.

За многолетнюю трудовую деятельность у мамы в трудовой книжке записаны 24 грамоты и другие поощрения, в том числе знак «Отличник народного образования», орден «Знак Почёта» и медаль «Ветеран труда». И уйдя на пенсию, мама участвовала в работе студенческого научного общества, возглавляла совет ветеранов института, руководила фенологической комиссией Мелитопольского отдела Всесоюзного географического общества, читала лекции по линии общества «Знание», до последних дней вела фенологические наблюдения.

И свой родительский долг мама выполнила до конца. Все мы, её дети получили высшее образование. Татьяна окончила МГУ, много лет работала в пединституте, защитила диссертацию, ушла на пенсию с должности доцента кафедры начального обучения. Лариса, после окончания Запорожского пединститута, работала учителем английского языка в школах Севастополя. Ирина окончила в Ленинграде Библиотечный институт и много лет заведовала библиотечным отделом в Министерстве образования Казахстана. А я, окончив институт, стал инженером-строителем.

У мамы со студенческих лет был девиз – «Чем крепче нервы – тем ближе цель!» Она была очень целеустремленным, волевым и высокоорганизованным человеком и старалась привить эти качества нам – своим детям. Память о своих родителях я передаю младшему поколению нашей семьи. Сейчас таким, самым младшим, является мой правнук – второклассник Женя.

А завершить статью я хочу словами из стихотворения, которое посвятил нашей маме И.И. Олексенко, муж моей старшей сестры Тани:
«…Лише настільна лампа добре знає,
Як Ви під сон дітей трудились за столом,
За все студенти з гордістю вітають
Збираючи знання Ваше й тепло!..»


Вся семья в сборе. Нижний ряд: слева направо Таня, Елена Всеволодовна, её сестра Галина Всеволодовна. Верхний ряд: слева направо- Лариса, Борис, Ирина. 70-летие мамы.


В эвакуации


Доцент Мукасеева Е.В. проводит семинар по фенологии. 1975г.


Мукасеевы Елена Всеволодовна Давид Семёнович. Кронштадт. 1939г.







Автор Борис МУКАСЕЕВ. Фото из архива автора



Похожие новости: