Кино послевоенное
Переглядів: 2794
2 квітня 2017 10:01
Давайте вспомним, чем было для нас кино, в далекие уже 1950-60-е годы прошлого столетия.
Для детворы тех лет поход в кино превращался в настоящий праздник. Он начинался уже в фойе, в буфете, где можно было выпить «шипучей» воды и съесть какой-нибудь пирожок, а может быть даже пирожное.
Как мы с нетерпением ожидали первый звонок и вваливались в зрительный зал, а потом с таким же нетерпением ожидали, ну когда же прозвенит третий звонок и, наконец-то погаснет свет в зале и начнется фильм! Мы все дружно сопереживали героям, радовались и горевали вместе с ними и не было предела нашему восторгу, когда все заканчивалось благополучно. Когда мы повзрослели, эмоции уже поутихли, но прибавилось другое чувство. Входя в зал, мы за порогом оставляли все повседневные заботы, тревоги и волнения. Мы также начинали сопереживать экранным героям и также ожидать счастливого конца, как в детские годы.
А бывало так, что кино помогало обрести свою дорогу в жизни. Могу сослаться на свой пример. К окончанию школы я уже почти утвердился в том, чтобы стать строителем. Но окончательного решения еще не было. И вот, в 1960-м году на экраны вышел замечательный фильм «Карьера Димы Горина» с Александром Демьяненко в главной роли. В этом фильме была показана и романтика дальних строек, и трудности работы и быта строителей, и даже отдельные элементы технологии строительства. Так что после того, как я посмотрел этот фильм, у меня уже не было сомнений кем быть - только строителем!
За экраном
Первый в своей жизни кинофильм я увидел в 1951-м году. Повели меня в кино родители, а было мне тогда шесть лет. Помню только восторг от увиденного зрелища, да название фильма - «Щедрое лето». Помню также, что фильм был цветной, и в зале много смеялись.
Второе мое знакомство с кино состоялось, когда я уже учился в первом классе мужской школы № 4. Это был культпоход и, наверное, он не проплачивался, потому что мы сидели за экраном на каких-то досках, и все надписи на экране, соответственно, читались наоборот. Но все равно это было кино, кино нашего послевоенного детства!
Это было время, когда в кино ходили семьями, компаниями и даже культпоходами от школ и предприятий. Кинокартин было мало, но зато каждый фильм был событием для города, о нем говорили, обменивались мнениями. Некоторые фильмы запомнились.
Это были два американских фильма. Где-то, в 1948-м году вышла на экран музыкальная кинокомедия «Серенада Солнечной долины». Замечательную музыку к этому фильму исполнял оркестр под управлением Гленна Миллера. Сам же Миллер сыграл главную роль, а песня из этого фильма «Чаттаннуга Чу-Чу» стала своеобразным «гимном» московских «стиляг». Помните, было такое явление в жизни советского общества? Вторым, в начале 50-х годов, был сногсшибательный фильм «Тарзан». Всех покорил Джонни Вейсмюллер, сыгравший главную роль, чемпион по плаванию Олимпиад 1924-го и 1928-го годов.
Затем был культовый фильм «Бродяга» с Раджем Капуром. Но всех затмила наша, советская кинокомедия «Карнавальная ночь», которая вышла на экраны в конце 1956 года. Народ валом валил на этот фильм. Залы были полны. Всем запомнились песни из этого фильма, реплики героев разобраны на цитаты. Кроме известных артистов - Игоря Ильинского, Сергея Филиппова, Владимира Зельдина, в этом фильме блеснула в своей первой роли искрометная Людмила Гурченко.
А потом пришло время, когда фильмов выпускалось все больше и больше, и мы уже старались посмотреть фильм, в котором играли любимые артисты, выискивали в афишах знакомые фамилии. Знали, если в фильме снимались Борис Андреев, Николай Крючков, Клара Лучко, а позже Леонид Быков, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Юрий Яковлев, Василий Шукшин – значит, фильм стоящий, надо обязательно посмотреть!
Электробиограф и другие
Кинематограф в нашем городе появился давно - еще в начале прошлого столетия. В 1908 голу предприниматель и меценат Илья Стамболи открыл первый в Мелитополе кинотеатр, назывался он по тем временам электробиограф. Практически не изменившись, он дожил до наших времен. После революции электробиограф Стамболи стал называться «Красный факел». Во время оккупации немецкое командование устроило в нем конюшню. При освобождении города кинотеатр пострадал не сильно. Убрали из зала конюшню, освободили фойе от всякого хлама, сделали ремонт и уже в конце 1944-го года «Красный факел» принял первых зрителей. В 1948-м году, к 30-летию комсомола, кинотеатр переименовали – теперь он стал называться «им. 30 лет ВЛКСМ», но еще долго жители называли его прежним именем – «Красный факел». В памяти остался длинный, довольно узкий зал, две ложи, черные цилиндрические печки, которыми отапливалось помещение, два выхода на ул. К.Маркса и ул. Дзержинского. При сильных морозах печки не справлялись, и тогда к звукам, несущимся с экрана, добавлялся легкий топот – зрители пытались согреть замерзшие ноги.
«Изюминкой» этого кинотеатра была небольшая сцена в фойе и несколько рядов кресел перед ней. В 1940-50-е годы на этой сцене перед началом вечерних сеансов играл небольшой эстрадный оркестр и пела певица Тамара Чигрина, пела она вполне профессионально. Во всяком случае, мой одноклассник Юра Шерман рассказывал, что его дед еще до войны был скрипачом в этом оркестре. Запомнилась еще одна деталь – когда гас свет и начинался обязательный киножурнал, в зал входила продавщица, у которой был лоток с мороженым, которое очень быстро раскупали зрители. До сих пор для меня осталось загадкой, как она в темноте ухитрялась получать деньги и давать сдачу!
Это был первый кинотеатр нашего детства, мы его очень любили! В конце 1990-х годов кинотеатр им. 30 лет ВЛКСМ был закрыт и вскоре разобран, а когда на месте зрительного зала рыли котлован под будущее строительство, обнаружили неразорвавшуюся авиабомбу…
А 26-го февраля 1912 года в доме Глаза по ул. Мариинской открылся иллюзион Смирнова, оборудованный собственной 50-сильной эл. машиной «Отто-Дейц». Это был шикарный, двухзальный, двухэтажный красавец! И назывался он «Модерн»! После революции он стал называться «имени Сведлова», в 1932- году стал первым звуковым кинотеатром города. В войну он был основательно, при освобождении, разбит. Рядом с ним был двухэтажный универмаг, который представлял из себя хороший опорный пункт, неоднократно переходил из рук в руки. Разбит был настолько, что восстановлению не подлежал, на этом месте сейчас скверик. Досталось и находившемуся рядом кинотеатру: Юра Шерман, который жил напротив, рассказывал, как ребятня играла в «войну» на этих развалинах. Но, тем не менее, к середине 1950-х годов кинотеатр восстановили, правда без зала на втором этаже, который восстановили гораздо позже. Поначалу в зале даже не было пола, под ногами был песок, а в первых рядах стояли какие-то парковые скамейки. Но все эти неудобства абсолютно не отвлекали нас от всего того, что происходило на экране. Он также в 1990-е годы был закрыт. Последний фильм, который я в нем посмотрел – это был «Афганский излом» режиссер Владимира Бортко.
Билет за гривенник
После войны в нашем городе было построено несколько кинотеатров. Первым в 1954-м году был летний кинотеатр в парке им. Кагановича (сейчас им. М. Горького). Затем весной 1959-го года в первом пятиэтажном доме на пл. Победы открылся детский кинотеатр «Родина», в котором за символические десять копеек детвора могла встретиться на экране со своими любимыми героями. На один из первых сеансов мы с одноклассниками проскочили «зайцами» и полсеанса сидели и дрожали, что нас вычислят и с позором выгонят. Но все обошлось. А следующий кинотеатр в Мелитополе открылся летом 1960-го года. Это была широкоэкранная «Украина». Народ валом валил, чтобы посмотреть на это чудо кинотехники, тем более, что и самый первый фильм, которым был открыт кинотеатр – красочная и музыкальная кинокомедия «Девичья весна». На открытии «Украины» присутствовал кинорежиссер Григорий Чухрай, наш земляк, родился в г. Мелитополе в 1921-м году. В 1959-м году он выпустил на экраны выдающийся фильм «Баллада о солдате». За этот фильм Чухрай получил в 1961-м году Ленинскую премию, а сам фильм – множество наград на международных кинофестивалях. Тогда же, в 1960-м году на Красной Горке был открыт кинотеатр «Червона зірка». И, наконец, 9-го августа 1986 года, ко Дню Строителя, с оценкой «отлично» был сдан в эксплуатацию кинотеатр «Победа» с двумя залами – на 200 и 400 мест. Строило кинотеатр СУ-1 «Промстрой», ему оказывали помощь все подразделения треста. В частности от СУ-2 «Жилстрой» на монтаже подвесного потолка в большом зале работало звено строителей, в том числе и я.
Новая история
Все кинотеатры, построенные в послевоенное время, в 1990-е годы закрылись. Дольше всех продержалась «Победа», но и она в 2008-м году прекратила свою работу, именно в годовщину столетия открытия первого кинотеатра в Мелитополе.
Казалось бы, эпоха широкоэкранного кино в Мелитополе закончилась. Но в 2012 году предприниматель Алексей Сытник провёл реконструкцию кинотеатра «Победа», и 8 сентября 2012 года был открыт сначала малый зал на 125 мест, а позже и большой – на 250 мест.
Вот, что я хотел, и, как смог, рассказал о нашем послевоенном кино. Конечно, среди множества кинокартин попадалась и киношная «макулатура», но большинство фильмов были мастерски сработанными, высоконравственными, с киногероями, которые становились нашими кумирами. Такие фильмы воспитывали в нас любовь к своей стране, к своему народу, и что очень важно, к своей истории, к ее неразрывности. И это не высокие слова – так было! И за это большая благодарность киноискусству!
Для детворы тех лет поход в кино превращался в настоящий праздник. Он начинался уже в фойе, в буфете, где можно было выпить «шипучей» воды и съесть какой-нибудь пирожок, а может быть даже пирожное.
Как мы с нетерпением ожидали первый звонок и вваливались в зрительный зал, а потом с таким же нетерпением ожидали, ну когда же прозвенит третий звонок и, наконец-то погаснет свет в зале и начнется фильм! Мы все дружно сопереживали героям, радовались и горевали вместе с ними и не было предела нашему восторгу, когда все заканчивалось благополучно. Когда мы повзрослели, эмоции уже поутихли, но прибавилось другое чувство. Входя в зал, мы за порогом оставляли все повседневные заботы, тревоги и волнения. Мы также начинали сопереживать экранным героям и также ожидать счастливого конца, как в детские годы.
А бывало так, что кино помогало обрести свою дорогу в жизни. Могу сослаться на свой пример. К окончанию школы я уже почти утвердился в том, чтобы стать строителем. Но окончательного решения еще не было. И вот, в 1960-м году на экраны вышел замечательный фильм «Карьера Димы Горина» с Александром Демьяненко в главной роли. В этом фильме была показана и романтика дальних строек, и трудности работы и быта строителей, и даже отдельные элементы технологии строительства. Так что после того, как я посмотрел этот фильм, у меня уже не было сомнений кем быть - только строителем!
За экраном
Первый в своей жизни кинофильм я увидел в 1951-м году. Повели меня в кино родители, а было мне тогда шесть лет. Помню только восторг от увиденного зрелища, да название фильма - «Щедрое лето». Помню также, что фильм был цветной, и в зале много смеялись.
Второе мое знакомство с кино состоялось, когда я уже учился в первом классе мужской школы № 4. Это был культпоход и, наверное, он не проплачивался, потому что мы сидели за экраном на каких-то досках, и все надписи на экране, соответственно, читались наоборот. Но все равно это было кино, кино нашего послевоенного детства!
Это было время, когда в кино ходили семьями, компаниями и даже культпоходами от школ и предприятий. Кинокартин было мало, но зато каждый фильм был событием для города, о нем говорили, обменивались мнениями. Некоторые фильмы запомнились.
Это были два американских фильма. Где-то, в 1948-м году вышла на экран музыкальная кинокомедия «Серенада Солнечной долины». Замечательную музыку к этому фильму исполнял оркестр под управлением Гленна Миллера. Сам же Миллер сыграл главную роль, а песня из этого фильма «Чаттаннуга Чу-Чу» стала своеобразным «гимном» московских «стиляг». Помните, было такое явление в жизни советского общества? Вторым, в начале 50-х годов, был сногсшибательный фильм «Тарзан». Всех покорил Джонни Вейсмюллер, сыгравший главную роль, чемпион по плаванию Олимпиад 1924-го и 1928-го годов.
Затем был культовый фильм «Бродяга» с Раджем Капуром. Но всех затмила наша, советская кинокомедия «Карнавальная ночь», которая вышла на экраны в конце 1956 года. Народ валом валил на этот фильм. Залы были полны. Всем запомнились песни из этого фильма, реплики героев разобраны на цитаты. Кроме известных артистов - Игоря Ильинского, Сергея Филиппова, Владимира Зельдина, в этом фильме блеснула в своей первой роли искрометная Людмила Гурченко.
А потом пришло время, когда фильмов выпускалось все больше и больше, и мы уже старались посмотреть фильм, в котором играли любимые артисты, выискивали в афишах знакомые фамилии. Знали, если в фильме снимались Борис Андреев, Николай Крючков, Клара Лучко, а позже Леонид Быков, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Юрий Яковлев, Василий Шукшин – значит, фильм стоящий, надо обязательно посмотреть!
Электробиограф и другие
Кинематограф в нашем городе появился давно - еще в начале прошлого столетия. В 1908 голу предприниматель и меценат Илья Стамболи открыл первый в Мелитополе кинотеатр, назывался он по тем временам электробиограф. Практически не изменившись, он дожил до наших времен. После революции электробиограф Стамболи стал называться «Красный факел». Во время оккупации немецкое командование устроило в нем конюшню. При освобождении города кинотеатр пострадал не сильно. Убрали из зала конюшню, освободили фойе от всякого хлама, сделали ремонт и уже в конце 1944-го года «Красный факел» принял первых зрителей. В 1948-м году, к 30-летию комсомола, кинотеатр переименовали – теперь он стал называться «им. 30 лет ВЛКСМ», но еще долго жители называли его прежним именем – «Красный факел». В памяти остался длинный, довольно узкий зал, две ложи, черные цилиндрические печки, которыми отапливалось помещение, два выхода на ул. К.Маркса и ул. Дзержинского. При сильных морозах печки не справлялись, и тогда к звукам, несущимся с экрана, добавлялся легкий топот – зрители пытались согреть замерзшие ноги.
«Изюминкой» этого кинотеатра была небольшая сцена в фойе и несколько рядов кресел перед ней. В 1940-50-е годы на этой сцене перед началом вечерних сеансов играл небольшой эстрадный оркестр и пела певица Тамара Чигрина, пела она вполне профессионально. Во всяком случае, мой одноклассник Юра Шерман рассказывал, что его дед еще до войны был скрипачом в этом оркестре. Запомнилась еще одна деталь – когда гас свет и начинался обязательный киножурнал, в зал входила продавщица, у которой был лоток с мороженым, которое очень быстро раскупали зрители. До сих пор для меня осталось загадкой, как она в темноте ухитрялась получать деньги и давать сдачу!
Это был первый кинотеатр нашего детства, мы его очень любили! В конце 1990-х годов кинотеатр им. 30 лет ВЛКСМ был закрыт и вскоре разобран, а когда на месте зрительного зала рыли котлован под будущее строительство, обнаружили неразорвавшуюся авиабомбу…
А 26-го февраля 1912 года в доме Глаза по ул. Мариинской открылся иллюзион Смирнова, оборудованный собственной 50-сильной эл. машиной «Отто-Дейц». Это был шикарный, двухзальный, двухэтажный красавец! И назывался он «Модерн»! После революции он стал называться «имени Сведлова», в 1932- году стал первым звуковым кинотеатром города. В войну он был основательно, при освобождении, разбит. Рядом с ним был двухэтажный универмаг, который представлял из себя хороший опорный пункт, неоднократно переходил из рук в руки. Разбит был настолько, что восстановлению не подлежал, на этом месте сейчас скверик. Досталось и находившемуся рядом кинотеатру: Юра Шерман, который жил напротив, рассказывал, как ребятня играла в «войну» на этих развалинах. Но, тем не менее, к середине 1950-х годов кинотеатр восстановили, правда без зала на втором этаже, который восстановили гораздо позже. Поначалу в зале даже не было пола, под ногами был песок, а в первых рядах стояли какие-то парковые скамейки. Но все эти неудобства абсолютно не отвлекали нас от всего того, что происходило на экране. Он также в 1990-е годы был закрыт. Последний фильм, который я в нем посмотрел – это был «Афганский излом» режиссер Владимира Бортко.
Билет за гривенник
После войны в нашем городе было построено несколько кинотеатров. Первым в 1954-м году был летний кинотеатр в парке им. Кагановича (сейчас им. М. Горького). Затем весной 1959-го года в первом пятиэтажном доме на пл. Победы открылся детский кинотеатр «Родина», в котором за символические десять копеек детвора могла встретиться на экране со своими любимыми героями. На один из первых сеансов мы с одноклассниками проскочили «зайцами» и полсеанса сидели и дрожали, что нас вычислят и с позором выгонят. Но все обошлось. А следующий кинотеатр в Мелитополе открылся летом 1960-го года. Это была широкоэкранная «Украина». Народ валом валил, чтобы посмотреть на это чудо кинотехники, тем более, что и самый первый фильм, которым был открыт кинотеатр – красочная и музыкальная кинокомедия «Девичья весна». На открытии «Украины» присутствовал кинорежиссер Григорий Чухрай, наш земляк, родился в г. Мелитополе в 1921-м году. В 1959-м году он выпустил на экраны выдающийся фильм «Баллада о солдате». За этот фильм Чухрай получил в 1961-м году Ленинскую премию, а сам фильм – множество наград на международных кинофестивалях. Тогда же, в 1960-м году на Красной Горке был открыт кинотеатр «Червона зірка». И, наконец, 9-го августа 1986 года, ко Дню Строителя, с оценкой «отлично» был сдан в эксплуатацию кинотеатр «Победа» с двумя залами – на 200 и 400 мест. Строило кинотеатр СУ-1 «Промстрой», ему оказывали помощь все подразделения треста. В частности от СУ-2 «Жилстрой» на монтаже подвесного потолка в большом зале работало звено строителей, в том числе и я.
Новая история
Все кинотеатры, построенные в послевоенное время, в 1990-е годы закрылись. Дольше всех продержалась «Победа», но и она в 2008-м году прекратила свою работу, именно в годовщину столетия открытия первого кинотеатра в Мелитополе.
Казалось бы, эпоха широкоэкранного кино в Мелитополе закончилась. Но в 2012 году предприниматель Алексей Сытник провёл реконструкцию кинотеатра «Победа», и 8 сентября 2012 года был открыт сначала малый зал на 125 мест, а позже и большой – на 250 мест.
Вот, что я хотел, и, как смог, рассказал о нашем послевоенном кино. Конечно, среди множества кинокартин попадалась и киношная «макулатура», но большинство фильмов были мастерски сработанными, высоконравственными, с киногероями, которые становились нашими кумирами. Такие фильмы воспитывали в нас любовь к своей стране, к своему народу, и что очень важно, к своей истории, к ее неразрывности. И это не высокие слова – так было! И за это большая благодарность киноискусству!
sun_dro
2 квітня 2017 г. (11:24)
Ответить
Ностальгия это здорово, сам стоял в длиннющих очередях, а места только с краю на первых рядах. Из детства вспоминается "Иван Васильевич..." когда только вышел в прокат, г.Запорожье к-тр Зирка и "сага" про индейцев с Гойко Митичем в ДК Орбита. Макулатуру тоже помню, "Премия" с Евгением Леоновым - досидеть было невозможно. Любое высокое искусство делает человека богаче и оставляет в душе след. Вот только не надо про любовь к своей истории, к ее неразрывности. а то путинской россией завоняло, а у них, как известно, на почве неразрывности истории - каша в голове.
Завонялгика раз свидомой гиднистю. Уже четвертый год вонь стоит на всю планету.
дебил ты редкостный. вас вальцман грабит, а вы все про путина мечтаете. идиоты.
Рагулям даже в самой доброй новости надо испражниться гиднистю та саломгэроям
. Дебилы упоротые
Майте повагу до невідомого автора, напишіть і йому чого доброго.
Очень толково сказано. Спасибо, умный человек! Разделяю твою точку зрения.
Схожі новини: