Мирная война. Как Порошенко и Турчинов хотят возвращать Донбасс

Переглядів: 1602

21 червня 2017 12:08

Мирная война. Как Порошенко и Турчинов хотят возвращать Донбасс фото
АТО скоро закончится. Правда, это не означает, что Донбасс вернется Украине, а украинские войска вернутся на свои базы.

Просто на четвертый год антитеррористической операции власть решила "изменить формат".

Последние несколько дней вся политическая элита страны за закрытыми дверями обсуждает проект закона, который должен начать новую страницу в истории российско - украинского конфликта на Донбассе.

Уже в ближайшее время неподконтрольные Киеву части Донецкой и Луганской областей могут объявить оккупированными территориями. Но те, кто будет искать названия страны-оккупанта, зря будут тратить время. Украинская власть перешла к стадии "гибридных" ответов на "гибридные" вызовы, под чем следует понимать и оккупацию без оккупантов.

Кроме того, новая концепция ответа на агрессию предусматривает возможность не ослабления, а усиления участия Вооруженных сил в конфликте на Востоке. Фактически, президенту хотят дать право объявлять военное положение без объявления военного положения.

Бег наперегонки

Как и много других резонансных инициатив последнего времени, новая концепция АТО рождается в сотрудничестве президента Петра Порошенко и секретаря СНБО Александра Турчинова.

Именно этот тандем, например, стоял за началом официальной блокады оккупированного Донбасса или запретом российских соцсетей.
Однако в нынешней истории речь идет не только о сотрудничестве, но и о желании разных центров влияния навязать друг другу свое видение стратегии возвращения Донбасса. Условно оно укладывается в оппозицию "реинтеграция"–"отвоевание".

На позициях мирной реинтеграции" от начала стоит президент и его команда. Как объяснил УП лидер президентской фракции Артур Герасимов, речь идет об акценте на дипломатических методах возвращения контроля над Донбассом.

"Здесь ключевой вопрос – нельзя строить стену и забывать эти территории. Донбасс – это Украина", – заявил Герасимов.

В то же время секретарь СНБО имеет более воинственную позицию. Как уверяют собеседники в "Народном фронте", Турчинов отстаивает необходимость предусмотреть возможность фактически силового освобождения оккупированных территорий.

"Порошенко постоянно говорит о реинтеграции, восстановления контроля. А Турчинов говорит: "Ок, но, может, мы их отвоюем?" Он вышел первый к прессе, чтобы "простимулировать" Порошенко", – объясняет на условиях анонимности один из депутатов НФ.

Под "стимулированием" подразумевается, что первым публично заговорил о новой концепции АТО и управления на Донбассе именно Турчинов, при том сразу задекларировав достаточно жесткие позиции. После этого выступления президенту пришлось "вдогонку" заявлению секретаря СНБО поручать ему разработку соответствующего закона.

АТО без АТО, оккупация без оккупантов

Впрочем, два политических лагеря достаточно быстро нашли взаимопонимание. Уже в понедельник, 19 июня спикер парламента Андрей Парубий заверил, что законопроект будет компромиссным.

"В этом законопроекте фактически описывается компромиссный вариант, вокруг которого смогут объединиться сторонники и оппоненты военного положения, когда нет ограничений демократических процедур и одновременно законодательно разрешено и регламентировано использование всех военных подразделений", – рассказал спикер.

Суть компромисса "реинтеграторов" и "отвоевателей" заключается в следующем.

С одной стороны, в законе будет четко отмечено, что Украина остается в рамках "минского формата" и выступает прежде всего за мирное восстановления контроля над своими территориями. Эта позиция была принципиальной для Порошенко, который не хотел дать России повода обвинять Украину в выходе из "Минска".

Более того, этот законопроект станет первым, где будут упомянуты "Минские договоренности".

"В проекте законопроекта, который будет внесен, "Минские соглашения" прописаны как базовый пункт. Кроме этого, будет указано, что мониторинговая миссия ОБСЕ продолжает свою деятельность на Донбассе", – объясняет Герасимов.

С другой стороны, под "мирной" оберткой в новой стратегии будет прописано до фактического введения военного положения на тех территориях, где сейчас продолжается АТО. Это позволит значительно увеличить возможности для привлечения в конфликт украинских Вооруженных сил, которые получат право действовать, как на настоящей войне.

"Вспомните, когда объявляли АТО, то на Донбассе были только захваченные административные здания, отделения милиции и управления СБУ. И тогда это был адекватный ответ. Сейчас же масштабы ситуации совсем другие. Соответственно, нужна и другая реакция", – поясняет депутат НФ Виктория Сюмар.

А другой депутат из ее фракции не под запись добавляет, что эти изменения должны быть и сигналом для России.

"Мы за мир, за "Минск" и такое прочее. Но если надо, то мы готовы и отвоевать свою территорию. Это такой себе гибридный закон для гибридной войны", – заявил он.

"Гибридность" законопроекта, который сейчас пишется в СНБО, просматривается и в вопросе объявления неподконтрольных Киеву территорий временно оккупированными. Хоть эти районы Донецкой и Луганской областей будут признаны оккупированными, но самого оккупанта в законе названо не будет.

"Вы понимаете, что если мы в законе напишем, что оккупант Россия, и потом объявим там военное положение, то фактически объявим войну РФ. А это нам ни к чему. Там же регулярной российской армии официально "нет", а будут просто "оккупанты", от которых мы сможем освободить свою территорию", – объясняет один из причастных к разработке закона депутатов НФ.

Он также добавляет, что возможность объявить военное положение только в пределах Донбасса нужна и для того, чтобы договариваться о поставках летального вооружения.

"Сейчас со Штатами фактически договорились, они, в принципе, готовы нам давать летальную оружие. Но они говорят: слушайте, как мы будем поставлять вам "Джевелины", если у вас АТО?" – заявил собеседник во фракции Яценюка.

Символично, что публичная активность вокруг изменения формата АТО вспыхнула аккурат под визит президента Порошенко в Вашингтон, где он имел встречу и с президентом Трампом, и с министром обороны США Джеймсом Мэттисом. Как написала в своем Facebook член украинской делегации Ирина Геращенко, на обеих встречах поднимался вопрос безопасности на Донбассе.

Или обсуждалась в Вашингтоне возможное изменение формата АТО, Геращенко не сообщила. Но собеседники УП в обеих фракциях коалиции в один голос твердят, что Порошенко намерен согласовать эти позиции и с Вашингтоном, и с другими западными партнерами.

Оперативный штаб

Вторым важным фактором этой концепции закона о Донбассе является введение института единого оперативного штаба.

Фактически, это – большой оперативный центр управления оккупированными территориями, на который будет возложена вся военная и политико-экономическая власть в регионе.

В случае введения военного положения военно-гражданские администрации заменят на военные, которые будут напрямую подчиняться именно созданному оперативному штабу.

Кроме того, именно этот орган будет одновременно управлять всеми силовыми ведомствами, в том числе армией, Нацгвардией, МВД, СБУ и пограничниками.

"Мы недавно были на Донбассе и увидели, что все эти силовые ведомства не имеют координации. Они все руководствуются разными центрами, порой не ставя друг друга в известность о своих действиях. Более того, иногда они чуть ли не открыто враждуют", – рассказывает Сюмар.

По ее словам, именно для создания единого управленческого центра и предусмотрено создание оперативного штаба.

"Он позволит оперативно управлять всеми структурами, "запараллелить" их работу, и даст возможность значительно эффективнее достичь поставленных целей и задач", – объясняет Сюмар.

Оперативный штаб полностью будет находиться под контролем президента, который будет назначать и увольнять его начальника.
Пока что к такому варианту развития событий еще далеко. Хотя уже несколько дней в кулуарах украинской политики говорят лишь об этом законопроекте, однако самого текста еще никто не видел.

Глава фракции БПП Герасимов заверил УП, что документ находится на стадии финальных согласований, а заместитель главы фракции НФ Андрей Тетерук пообещал, что законопроект будет в Раде уже до конца этой недели.

Правда, их коллеги в частных разговорах куда более скептичны в оценке ситуаций, убеждая, что текста "нельзя прочитать" – потому что его банально никто еще не написал.

В СМИ была обнародована лишь общая концепция законопроекта. В документе, который опубликовал сайт "Общественного ТВ", фактически описаны те положения, о которых шла речь выше. Самого же текста законопроекта  изданию найти не удалось.

Однако уже сейчас понятно одно: он будет совсем другим, чем наработанный ранее проект "Самопомочі" и "Батьківщини", где оккупант назывался оккупантом, а война войной.

Как пояснил один из собеседников в НФ, "здесь нет ничего нереального, просто в тексте не будет слов "АТО", "война", вместо этого появится слово "агрессия".

Похоже, что действующая власть предпочитает играть в "гибридные" игры.

Источник: http://www.pravda.com.ua


Имя:
Ваш комментарий:

Anonim
21 червня 2017 г. (15:03)
Пете надо давно бросать бухать
Anonim
23 червня 2017 г. (20:45)
Комментарий удален

Схожі новини: