Пенсионная реформа: когда начнут считать по-новому и где возьмут деньги на повышение
Переглядів: 1877
29 червня 2017 13:46
Когда заработает пенсионная реформа от Гройсмана?
21 июня правительство внесло в парламент законопроект №6614 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий". Он предусматривает проведение пенсионной реформы в Украине.
Для VoxConnector и партнеров проекта, которым является и наш сайт, анализировал ситуацию Тарас Козак, председатель бюджетного комитета общественного совета Министерства финансов Украины. Президент Инвестиционной Группы "УНИВЕР", эксперт РПР.
Законопроект разрабатывался в секретном режиме, Кабмин до последнего его не обнародовал. На заседании 17 мая министры поддержали пенсионную реформу вслепую, законопроекта у членов правительства не было. Все это время продолжались согласования с международными партнерами - Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом, вносились определенные изменения.
В комплекте с законопроектом о пенсионной реформе идут еще три - №6615, №6616 и №6617. Каждый из них вносит изменения в Таможенный, Налоговый и Бюджетный кодексы соответственно.
Основная задача пенсионной реформы - повышение или "осовременивание" пенсий, переход на новую единую формулу расчета размера пенсий.
В результате пересчета большой части пенсионеров - по словам Премьер-министра Владимира Гройсмана, речь о 9 млн человек - пенсии будут повышены на суммы от 200 до 1000 гривен, и затем ежегодно автоматически индексироваться в соответствии с ростом средней зарплаты по стране и к росту инфляции. Правда, из законопроекта видно, что такая "автоматическая индексация" начнется только с 2020 года, то есть после выборов. А до того - как решит Кабинет Министров.
Если у кого пенсия возрастет, и ни для кого не уменьшится, то возникает важный вопрос - где Пенсионный Фонд возьмет средства на такое повышение? Ведь общеизвестно, что ежегодный бюджет Пенсионного Фонда Украины сводится с большим дефицитом. Последние два года он достигал около 140 000 000 000 гривен. И если три последних месяца 2017 года (Закон должен вступить в действие с 1 октября этого года) средства нашлись вследствие роста ЕСВ от повышения минимальной зарплаты, то уже в 2018 году могут возникнуть существенные проблемы.
В предыдущей версии законопроекта Кабмин планировал, что начиная с 1 января 2018 года право на пенсию будут получать значительно меньше наших граждан.
Дело в том, что сегодня каждый украинец, достигший возраста 60 лет, имеет право на пенсию, если заработал хотя бы 15 лет страхового стажа. Но до 2004 года страховой стаж определяется не по месяцам уплаты взносов в Пенсионный Фонд, а приравнивается к трудовому стажу, то есть подтверждается трудовой книжкой, справкой с работы или дипломом об образовании. И даже если взносов мало, и последние годы человек не работал, его пенсия все равно "дотягивается" до минимальной.
В случае принятия планов правительства, ситуация должна измениться. С 1 января 2018 г., чтобы выйти на пенсию по возрасту по достижении 60 лет, минимальный страховой стаж лица должен превышать 25 лет.
Но вмешался президент, и в тексте законопроекта появилась фраза о трехлетнем льготном периоде (2018-2020 годы), когда в таких случаях гражданин будет получать социальную помощь из государственного бюджета в размере минимальной пенсии.
Если в течение этого периода человек будет работать и страховой стаж превысит 25 лет, то вместо такой помощи будет назначена пенсия по возрасту. Если нет - то придется работать до 65 лет.
А если и в 65 лет страхового стажа будет меньше 15 лет, то пенсии не будет. Возможна социальная помощь нуждающимся гражданам, но опять же не из Пенсионного Фонда, а из государственного бюджета.
Еще одним источником экономии средств Пенсионного Фонда является снижение стоимости года стажа с 1.35% до 1%, начиная с расчета пенсий для лиц, которые получат право на пенсию по возрасту с 2018 года. В дальнейшем указанное снижение стоимости года приведет к важному изменению в начислении пенсии, а именно о коэффициенте замещения (КЗ) зарплаты пенсией. Он отражает то, какую долю зарплаты при выходе на пенсию будет получать человек в виде пенсии. Если сегодня первая полученная пенсия составляет примерно 50-60% (т.е. коэффициент 0,5-0,6), то при внедрении новой модели коэффициент замещения снизится до примерно 0,4. А со временем, в результате дальнейшего ухудшения демографической ситуации - до 0,3 и ниже. Такое вот "повышение" пенсий.
- Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации, на мой взгляд является немедленное введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы. Так, как это работает во всех развитых странах мира. Но эта система не даст мгновенного результата, рост пенсий произойдет через 15-20 лет, - считает Т. Козак.
Для VoxConnector и партнеров проекта, которым является и наш сайт, анализировал ситуацию Тарас Козак, председатель бюджетного комитета общественного совета Министерства финансов Украины. Президент Инвестиционной Группы "УНИВЕР", эксперт РПР.
Законопроект разрабатывался в секретном режиме, Кабмин до последнего его не обнародовал. На заседании 17 мая министры поддержали пенсионную реформу вслепую, законопроекта у членов правительства не было. Все это время продолжались согласования с международными партнерами - Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом, вносились определенные изменения.
В комплекте с законопроектом о пенсионной реформе идут еще три - №6615, №6616 и №6617. Каждый из них вносит изменения в Таможенный, Налоговый и Бюджетный кодексы соответственно.
Основная задача пенсионной реформы - повышение или "осовременивание" пенсий, переход на новую единую формулу расчета размера пенсий.
В результате пересчета большой части пенсионеров - по словам Премьер-министра Владимира Гройсмана, речь о 9 млн человек - пенсии будут повышены на суммы от 200 до 1000 гривен, и затем ежегодно автоматически индексироваться в соответствии с ростом средней зарплаты по стране и к росту инфляции. Правда, из законопроекта видно, что такая "автоматическая индексация" начнется только с 2020 года, то есть после выборов. А до того - как решит Кабинет Министров.
Если у кого пенсия возрастет, и ни для кого не уменьшится, то возникает важный вопрос - где Пенсионный Фонд возьмет средства на такое повышение? Ведь общеизвестно, что ежегодный бюджет Пенсионного Фонда Украины сводится с большим дефицитом. Последние два года он достигал около 140 000 000 000 гривен. И если три последних месяца 2017 года (Закон должен вступить в действие с 1 октября этого года) средства нашлись вследствие роста ЕСВ от повышения минимальной зарплаты, то уже в 2018 году могут возникнуть существенные проблемы.
В предыдущей версии законопроекта Кабмин планировал, что начиная с 1 января 2018 года право на пенсию будут получать значительно меньше наших граждан.
Дело в том, что сегодня каждый украинец, достигший возраста 60 лет, имеет право на пенсию, если заработал хотя бы 15 лет страхового стажа. Но до 2004 года страховой стаж определяется не по месяцам уплаты взносов в Пенсионный Фонд, а приравнивается к трудовому стажу, то есть подтверждается трудовой книжкой, справкой с работы или дипломом об образовании. И даже если взносов мало, и последние годы человек не работал, его пенсия все равно "дотягивается" до минимальной.
В случае принятия планов правительства, ситуация должна измениться. С 1 января 2018 г., чтобы выйти на пенсию по возрасту по достижении 60 лет, минимальный страховой стаж лица должен превышать 25 лет.
Но вмешался президент, и в тексте законопроекта появилась фраза о трехлетнем льготном периоде (2018-2020 годы), когда в таких случаях гражданин будет получать социальную помощь из государственного бюджета в размере минимальной пенсии.
Если в течение этого периода человек будет работать и страховой стаж превысит 25 лет, то вместо такой помощи будет назначена пенсия по возрасту. Если нет - то придется работать до 65 лет.
А если и в 65 лет страхового стажа будет меньше 15 лет, то пенсии не будет. Возможна социальная помощь нуждающимся гражданам, но опять же не из Пенсионного Фонда, а из государственного бюджета.
Еще одним источником экономии средств Пенсионного Фонда является снижение стоимости года стажа с 1.35% до 1%, начиная с расчета пенсий для лиц, которые получат право на пенсию по возрасту с 2018 года. В дальнейшем указанное снижение стоимости года приведет к важному изменению в начислении пенсии, а именно о коэффициенте замещения (КЗ) зарплаты пенсией. Он отражает то, какую долю зарплаты при выходе на пенсию будет получать человек в виде пенсии. Если сегодня первая полученная пенсия составляет примерно 50-60% (т.е. коэффициент 0,5-0,6), то при внедрении новой модели коэффициент замещения снизится до примерно 0,4. А со временем, в результате дальнейшего ухудшения демографической ситуации - до 0,3 и ниже. Такое вот "повышение" пенсий.
- Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации, на мой взгляд является немедленное введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы. Так, как это работает во всех развитых странах мира. Но эта система не даст мгновенного результата, рост пенсий произойдет через 15-20 лет, - считает Т. Козак.
Владимир
1 липня 2017 г. (08:49)
Ответить
Комментарий удален
Схожі новини: